Владимир Жириновский: Я пришёл в политику с улицы, а сейчас за мной миллионы
Гость редакции
Либерально-демократическая партия России отмечает юбилей. За четверть века объединение из нескольких человек, собиравшихся в обычной московской квартире, разрослось до мощной парламентской партии. Один из самых ярких поли тиков нашего времени, основатель и лидер ЛДПР Владимир Жириновский рассказал на встрече в «Парламентской газете» о том, чему он посвятил 25 лет своей жизни.
- Владимир Вольфович, с чего всё начиналось, как вы пришли в политику?
- Представьте, Арбат, 1988 год. Люди останавливаются и между собой обсуждают политические темы. Один начинает говорить, и вокруг него собирается толпа. А я тогда был рядовым юрисконсультом издательства «Мир». И меня коробило, что на собраниях коммунистов мне говорили: «А теперь закрытая часть, пожалуйста, уйдите». Они провалились на том, что делили людей на два сорта: член КПСС и беспартийный. И вот я на Арбате высказывал своё мнение - и люди слушали. Я тогда впервые понял, что вызываю интерес. Среди слушателей оказались и те, кого Новодворская выгнала из Демократического союза. Я сам приходил на их съезды, меня даже избирали в руководящие органы этого союза. Но что такое были эти подпольные съезды? То у одного на квартире, то у другого. Иду к ним по улице, темно, собаки, ОМОН с автоматами, прямо как захват города. Новодворская мне сказала тогда: «Ты понял, куда ты попал? Мы будем биться головами об автобусы с ОМОНом». Я не собирался ни биться, ни на Красную площадь ходить с антисоветскими лозунгами. И ушёл.
А потом были выступления на Арбате, меня услышал Владимир Богачёв (один из инициаторов создания партии. — Ред.) и предложил стать лидером партии, ну, честные люди, понимали, что в руководители не годятся. Я не навязывался. Они меня уговаривали целый год. И в итоге я согласился. 13 декабря 1989 года мы провели первое собрание. Программа партии уместилась на одной странице, я её сам на машинке напечатал. И она резко отличалась от программ других партий. Кратко и по существу. Я хотел назвать партию социал-демократической, но уж слишком было близко к коммунистам, а от левых тогда хотелось отойти. Я знал, что на Западе есть такое политическое течение — либеральные демократы. Звучало в то время нейтрально. Так появилась Либерально-демократическая партия.
- А если бы название пришлось выбирать сейчас, на каком бы остановились?
- «Консервативно-демократическая». Потому что те, кто выступал на Болотной площади, тоже называют себя либералами, и это может вводить людей в заблуждение. К тому же появилось устойчивое выражение: «Ну что вы там либеральничаете?», то есть слишком мягко подходите к решению вопросов. А народ требует твёрдых и даже жестких решений. Чтобы от нас не уходили те, кто не понимает, в чём, собственно, заключается идея либерализма сегодня, лучше бы сменить название. Но можно вызвать и обратную реакцию: «Ах, вы хотите законсервировать нынешнюю коррупцию, социальное разделение?» Сложно сейчас придумать название для партии. Всё испоганили. «Коммунист», «социалист», «радикал», «консерватор», «либерал», «патриот» — всё в грязи изваляли.
- Программа на одном листке и невероятный успех. Сейчас нет ни одного человека в стране, кто бы не знал Владимира Жириновского… А какова цена такого успеха?
- Раньше я любил ходить в Центральные бани. Сейчас — невозможно! Ни в баню, ни в магазин! То подходят сфотографироваться, то автограф просят. Публичный политик уже не человек, а манекен. Родственники опять же: всем помоги. Откажешь — обижаются. Плюсов от публичной политической деятельности никаких. Один вред. Но есть избиратель, который скажет: «Вот Жириновскому надоело, он и бросил всё». Только избиратель и держит. Миллионы людей голосуют за ЛДПР. Мы им нужны. Но они далеко, по всей стране. Я не могу их увидеть всех сразу: вот стоят в партере и рукоплещут. В деревне мне бы жали руку, а в Москве — враждебное окружение, всем надо пощипать ЛДПР. Других тронешь — получишь по шапке.
- Но вы добились того, чего хотели?
- Я счастливый человек, потому что смог сказать всё, что считаю нужным. Всё! Единственный, наверное, во всём мире. Не все политики могут себе это позволить. Разве может западный политик хвалить Россию? Нет, ему нельзя. Критиковать свою страну — опять нельзя. А я могу говорить всё что хочу. Женщины, правда, иногда обижаются. Но я ведь не имею в виду то, что в них есть какой-то изъян. Но объективно: ведь ни один мужчина не предложил бы испепелить ядерным оружием нашу страну, а Тимошенко — пожалуйста!
- Ваш прогноз: как будут дальше развиваться отношения России и Запада?
- Повторяется по форме, но не по содержанию, введение санкций против СССР. Что тогда сделали советские руководители? Начали индустриализацию: от танков до ширпотреба — всё своё. И в этом смысле санкции — лекарство для нас. Некоторые не понимают, что если бы всё продолжалось так, как было до обострения отношений, то это привело бы нас к краху. Мы бы растеклись по всему миру, ведь в Таиланде теплее и фрукты, что ж в таком климате сидеть? А тот натиск, который мы сейчас испытываем со стороны Запада, заставит нас обратить внимание на свои промышленность, сельское хозяйство, науку, дороги. Огромная страна с богатейшими ресурсами способна обеспечить себя всем необходимым.
- Но изоляционизм не шёл на пользу ни одной стране. Взять тот же «Южный поток»: отказ России от проекта, труба в Турцию, что дальше — непонятно. Так ли всё хорошо и оптимистично, как вы говорите?
- В Турцию можно тянуть трубу, пусть будет. И Европа завтра попросит нас всё восстановить. Наши газопроводы, нефтепроводы протянутся во все регионы — и на восток, и на юг, и на запад. Конечно, можно было бы по Украине газ гнать, сухопутный трубопровод есть, строить ничего не надо. Но вы видите ситуацию? Политика главенствует над экономикой.
- Можно ли было предвидеть такое развитие событий на Украине?
- Смысл существования политической партии в умении предвидеть грядущие события. И в этом особенность ЛДПР. Государственное мышление — что будет со страной. Ещё в 1995 году мы предлагали остановить сокращение вооружённых сил в Севастополе и в Крыму. В 1998 году наша фракция — единственная — не поддержала ратификацию Договора о дружбе с Украиной. Вы чувствуете предвидение? Харьковское соглашение в 2010-м, все голосуют «за», мы — «против». Сейчас мы говорим о необходимости двухпартийной системы. Не хотят! Смена будет — придётся уступать. Но такая система, когда ни одна партия не может победить, не годится. Она вызывает майдан.
- Вы предложили снизить проходной барьер на выборах. Не опасаетесь, что у вас появятся конкуренты?
- Снижение барьера невыгодно партии большинства, им нужен 10-процентный, как в Турции, и численность партии от 500 тысяч. А что мы имеем? Демократического урода. Слон и моськи. Тявкайте. Вот и тявкаем уже сколько лет. А избиратель спрашивает: «А что вы вообще там делаете?» Народ как нас воспринимает? Вы власть, вы в парламенте, а власть — у большинства. Из двух тысяч наших законопроектов принято только 443, а какие ведь мощные проекты законов и предлагали, и предлагаем!
- А какие не принимаются?
- Малому бизнесу помещения в аренду без всякой платы. Как только поднимется малое предприятие — через три-четыре года, — начинаем минимальную мзду брать. И по всей стране появятся малые предприятия: коптильни, часовые мастерские, парикмахерские. Рабочие места есть, зарплата есть. И никакого кризиса нет. Не хотят! Не допускать к полётам самолёты высокой степени изношенности мы предлагали ещё в 1997-м. Нет реакции. А потом самолёты начали падать один за другим. Каждый год людей хороним. Весь мир регулирует цены на нефть. Норвегия, Арабские Эмираты, Иран. Все! Кроме России… Это что такое вообще?! Нефть — главное богатство. Половина бюджета! Не хотят! Предлагали в 1999 году ввести государственную монополию на алкоголь, табак и сахар — самые потребляемые продукты. Уж простая вещь. И с нефтяной иглы слезем. Не хотят! В 1999 году предлагали ограничить поток импортных товаров — не поддержали, теперь мучаемся, цены растут. Мы предлагали и предлагаем законодательно поддержать отечественных сельхозпроизводителей. Выдавать малому и среднему бизнесу кредиты по льготной ставке. Ввести налоговые льготы для предприятий на Дальнем Востоке. Запретить любую рекламу алкоголя и табака раз и навсегда. Установить квоту в вузах для ребят из малых городов и деревень — 20 процентов. Ввести уголовную ответственность за невыплату зарплат, пенсий и стипендий. Обязать проводить экологическую экспертизу всех строительных объектов. Запретить демонстрацию фильмов, пропагандирующих культ жестокости…
- Владимир Вольфович, ваше имя, несомненно, попадёт в учебник по новейшей российской истории. Что бы вы сами про себя написали?
- Владимир Жириновский — лидер первой политической партии современной России. В 1991 году баллотировался в президенты с лозунгом «Я буду защищать русских». Это сейчас об этом заговорили все сразу, а тогда я был первым. Владимир Жириновский предложил изменить внутреннее устройство России через территориальное деление. Страна должна состоять из территориальных единиц, а не национальных. Губерния, графство, штат — как угодно. Нигде в мире нет национального деления. Мы к этому всё равно придём, но через большие проблемы. Владимир Жириновский дал правильную оценку внешней политике: надо прекратить помогать кому-либо. Если бы мы не давали Украине дешёвый газ, а разрешили бы создать совместное предприятие, то никуда бы они от нас не ушли, потому что тысячи и тысячи работали бы на российско-украинских предприятиях. А ещё Владимир Жириновский сформулировал главные дефекты русского характера: наивность, доверчивость и доброта.
хроника партийной жизни
13 декабря 1989 годаВ Москве на первом собрании инициативной группы по созданию Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС) было принято решение о подготовке учредительного съезда партии.
31 марта 1990 года
Прошёл учредительный съезд ЛДПСС, на котором присутствовали 215 делегатов из 41 региона восьми союзных республик.
Были утверждены Программа и Устав партии.
Председателем ЛДПСС и членом ЦК избран Владимир Вольфович Жириновский.
20 июня 1990 года
Вышел первый номер партийной газеты «Либерал». Тираж 15 000 экземпляров.
20 октября 1990 года
Прошла Всесоюзная конференция (с правами съезда) ЛДПСС, в которой участвовал 151 делегат из 60 регионов девяти союзных республик.
Делегаты одобрили политическую линию партии и деятельность председателя ЛДПСС В.В. Жириновского.
12 апреля 1991 года
Министерством юстиции СССР выдано свидетельство №0066 о регистрации Устава Либерально-демократической партии Советского Союза.
13-14 апреля 1991 года
II съезд ЛДПСС выдвинул кандидатом на пост Президента Российской Федерации от ЛДПСС Владимира Жириновского.
21 мая 1991 года
Председатель партии Владимир Жириновский выступил на заседании Съезда народных депутатов РСФСР с изложением своей программы. По результатам голосования Владимир Жириновский был зарегистрирован кандидатом на пост Президента Российской Федерации.
12 июня 1991 года
Выборы Президента Российской Федерации. Председатель ЛДПСС Владимир Жириновский занял по результатам выборов третье место, уступив Б. Ельцину и Н. Рыжкову.
Февраль 1993 года
Выпуск первого номера газеты «Правда Жириновского». Тираж — 150 000 экземпляров.
Июнь 1993 года
В.В. Жириновский, как представитель ЛДПР, принял участие в работе Конституционного совещания в разработке новой Конституции России.
ЛДПР внесла свой проект Конституции, ряд положений этого проекта был учтён в новой Конституции Российской Федерации.
12 декабря 1993 года
Первые выборы в Государственную Думу. ЛДПР получила 22,79 процента (12 297 293) голосов избирателей. В Государственную Думу избраны 64 депутата от ЛДПР.
21 июля 1995 года
Выпуск первого номера газеты «ЛДПР». Сегодня это официальное издание ЛДПР и фракции ЛДПР в Госдуме. Тираж — 1 миллион 200 тысяч экземпляров в месяц.
17 декабря 1995 года
Выборы в Государственную Думу второго созыва. ЛДПР получила 11,8 процента (7 737 431) голосов избирателей. В Государственную Думу избран 51 депутат от ЛДПР.
16 июня 1996 года
Выборы Президента Российской Федерации. Председатель ЛДПР Владимир Жириновский занял пятое место и получил 5,78 процента голосов избирателей.
25-26 апреля 1998 года
VIII съезд ЛДПР. Резолюция съезда «Об исторической роли ЛДПР в современной России». Принятие новой редакции Программы ЛДПР. Председателем ЛДПР избран В.В. Жириновский.
18-29 июля 1998 года
Агитационная поездка депутатов фракции ЛДПР в Государственной Думе по маршруту Москва — Иркутск — Москва. Маршрут движения предусматривал остановки на небольших станциях, на которых никогда не бывал ни один из крупных политических деятелей. Партия получила десятки тысяч новых сторонников. В 42 митингах и встречах приняли участие 125 тысяч человек.
15 марта 1999 года
Создан Институт мировых цивилизаций (ИМЦ), учреждённый председателем ЛДПР Владимиром Жириновским. На сегодняшний день в институте преподают 18 докторов наук, профессоров, более 30 кандидатов наук, доцентов. Среди студентов более 50 лауреатов межвузовских конкурсов и научных конференций.
13 декабря 2001 года
XIII съезд ЛДПР принял решение преобразовать Общероссийскую общественно-политическую партию «Либерально-демократическая партия России» в Политическую партию «Либерально-демократическая партия России».
7 декабря 2003 года
Выборы депутатов Государственной Думы четвёртого созыва. За ЛДПР отдали свои голоса около семи миллионов избирателей, или 11,45 процента. Избрано 36 депутатов фракции ЛДПР.
2 декабря 2007 года
Выборы в Государственную Думу пятого созыва. ЛДПР провела в Государственную Думу пятого созыва 40 депутатов.
4 декабря 2011 года
На выборах депутатов Государственной Думы VI созыва ЛДПР набрала 11,67 процента голосов и увеличила фракцию ЛДПР с 40 до 56 депутатов.
13 декабря 2012 года
Состоялся XXV съезд ЛДПР. На съезде был принят ряд предложений по изменению и дополнению Устава ЛДПР, которые поступали от региональных отделений от депутатов фракции ЛДПР в Госдуме.