Минобр машет топором
Образование
Российская система образования может не выдержать
Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» говорил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.
«Когда заявляют, что на образование выделяется мало средств или оно недофинансируется, то это неправда, денег выделяется астрономическое количество — триллионы рублей. Другой вопрос, куда они уходят», — заявил Владимир Бурматов. При этом парламентарий упомянул и о достижениях. Например, об успешной реализации нацпроекта «Образование», благодаря которому сегодня в школах, где несколько лет назад не было даже мела, есть интерактивные доски, оборудованы компьютеризированные рабочие места. «Кроме того, зарплаты учителей повышаются, растёт престиж профессии учителя. Но заслуга в этих достижениях исключительно президента Владимира Путина, многие инициативы которого были реализованы не благодаря, а вопреки деятельности Министерства образования, подрывающего престиж профессии учителя», — подчеркнул Владимир Бурматов. Он напомнил, что Министерство не слышит, в частности, ректорский корпус, который предлагал адекватные критерии мониторинга эффективности вузов: «Вместо этого была предложена неказистая система, которая девальвировала себя до такой степени, что последние результаты даже не пустили в дело и положили под сукно министерского стола. А задача мониторинга вузов так и не была выполнена».
По его мнению, основная проблема заключается не в министре Дмитрие Ливанове, а в том, что ведомство инерционно, «отраслью занимаются бухгалтеры вместо профессионалов»: чиновники не умеют слышать профессиональное сообщество, а эффективность образования измеряется квадратными метрами, рублями на человека и гектарами земли. Кроме того, было выявлено, что ведомство потратило более 400 миллионов рублей на улучшение своего имиджа в СМИ, создание благоприятного иформационного поля. Этих денег хватило бы на укомплектование психологами всех пунктов приёма ЕГЭ.
Говоря о регионах, которые ставят образование своим приоритетом, законодатель выделил Татарстан и Ямал. «У нас много субъектов, которые сами стремятся улучшить ситуацию, — сказал депутат. — В том числе и в вопросе с продлёнками. Курганская и Рязанская области нашли возможности сделать группы продлённого дня бесплатными. На начало сентября в стране было 43 региона с платной продлёнкой, сейчас их осталось 20, и динамика в каждом регионе позитивная». Он также посетовал, что Дмитрий Ливанов не знает, что родители платят за продлёнку, сколько получают преподаватели вузов и так далее.
Депутат считает, что именно от незнания чиновники министерства делали те или иные шаги. Например, отменяя льготы для поступления в вузы детей-сирот и золотые медали для выпускников школ, исключая рабочие специальности из образовательных стандартов техникумов. Медали, кстати, с помощью депутатов и сенаторов были восстановлены: «Мы не просто исполняем функции парламентского контроля, а работаем фактически МЧС в образовании, исправляя на законодательном уровне те пробелы, которые допустил Минобр. В партии «Единая Россия» создана специальная рабочая группа по вопросам образования и деятельности министерства, которое подчас машет топором там, где надо аккуратно работать скальпелем».
Подобным образом ведомство ведёт себя и в ситуации с единым учебником истории, сроки выпуска которого срывались неоднократно. «Но такой учебник нам нужен, и он у нас будет. Хотя бы для того, чтобы не повторилась ситуация, как на Украине», — сказал Владимир Бурматов, напомнив, как недавно по лентам новостных агентств прошла информация о том, что параграфы о Великой Отечественной войне будут исключены из украинских учебников истории. «Я сам учился в школе по четырём разным учебникам истории — причём факты в них не только не дополняли друг друга, а противоречили», — рассказал Владимир Бурматов. Парламентарий предложил создать историко-культурный стандарт для учителей — синхронизацию школьных курсов по истории, обществознанию, литературе и русскому языку: «Я считаю, что неправильно, когда «Войну и мир», скажем, изучают раньше, чем историю Отечественной войны 1812 года». Синхронизация поможет лучше понять события, уверен депутат. При этом он полагает, что линейка единых учебников по истории — лишь первый шаг и подчеркнул, что выступает за прозрачную конкуренцию авторов в этом вопросе.