Лётчики особого назначения. Эррол: то взлёт, то посадка
70 лет победы | Документальная повесть
Продолжаем публикацию документального повествования о малоизвестных фактах боевых действий советских лётчиков Московской авиагруппы особого назначения. Мы впервые публикуем фотографии и выдержки из боевых донесений, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории и архиве Королевских военно-воздушных сил Великобритании.
Заводские доработки «Албемарла» под военно-транспортный вариант для перегонки в Москву потребовали больше времени, чем планировалось изначально. Кроме того, вылеты с авиабазы Эррол задерживались по метеоусловиям, сводку которых ежедневно через разведуправление передавал Центральный институт погоды.
С 3 марта 1943 года, когда состоялся первый перелёт «Албемарла» из Эррола во Внуково, до конца апреля 1943 года советские экипажи перегнали 14 самолётов, два из которых до Внуково не долетели: один был сбит зенитной артиллерией над Швецией, другой пропал без вести. Ещё один «Албемарл» потерпел крушение у озера Лох-Тей во время тренировочного полёта. По заключению прибывшей из Лондона советской комиссии, «командир экипажа Груздин нарушил правила пилотирования, пикируя с большого угла на малой высоте».Во Внуково в составе 1-й авиатранспортной дивизии была сформирована эскадрилья для освоения новых машин. Один «Албемарл» передали в НИИ ВВС для государственных испытаний.
Чаепитие перед сменой маршрута
Весь процесс подготовки самолётов английского производства к переправке в СССР, обучение советских лётчиков управлению авиамашинами, маршруты перегона находились под пристальным вниманием высшего руководства страны.Из докладной записки начальника ГУ ГВФ генерал-полковника авиации Фёдора Астахова членам Государственного комитета обороны Молотову, Микояну, Маленкову: «С 1 мая тёмного времени для перелётов не хватает. Маршрут граничит с широтой белых ночей, и наши самолёты могут быть легко обнаружены истребителями противника. Считаю необходимым пересмотреть маршрут перегонки с целью сохранности лётного состава и материальной части. Предлагаем на Ваше рассмотрение южный маршрут на период коротких ночей до 1 сентября через Алжир — Триполи — Каир — Тегеран — Баку. Протяжённость 10 075 км. Просим разрешить вступить в переговоры с англичанами для уточнения аэродромов промежуточных посадок, организации технического обслуживания».
* * *
К концу июня 1943 года тренировочная программа советских экипажей в Эрроле была завершена. Советские лётчики были приглашены на церемонию чаепития с представителем короны лордом Монтрозом в резиденции британских монархов Холирудском дворце в Эдинбурге. Им была предоставлена гостевая трибуна на финальном матче футбольного Кубка в Глазго. Несмотря на завесу секретности проводимой английскими ВВС операции по бомбардировке Берлина, английское командование пригласило командиров советских экипажей на авиабазу в Йорке, где они наблюдали за вылетом армады тяжёлых бомбардировщиков «Галифакс» на Берлин.
25 июня британское правительство подтвердило южный маршрут перегонки, и советские экипажи на поезде отправились на юг Англии, где на берегу Ла-Манша располагалась авиабаза Хёрн. В это время там шла подготовка к предстоящей высадке союзных войск на Сицилии под кодовым названием «Операция Хаски». Базирующейся в Хёрне эскадрилье «Албемарлов» предстояло буксировать планеры с английским десантом в Северную Африку.
В июле всё было готово к перелёту в Москву по южному маршруту.
«Албемарл» забуксовал
В это время НИИ ВВС представил «Акт по результатам государственных испытаний импортного самолёта «Албемарл»: несмотря на мощные моторы «Бристоль Геркулес», машина имела существенные конструктивные и производственные недостатки. Свои оценки дали лётчики: «По своим лётным данным «Албемарл» не принадлежит к числу новшеств современной техники в самолётостроении, а, наоборот, к числу отсталых и сходящих с вооружения самолётов. Я, как советский лётчик, к сожалению, не могу дать положительного отзыва. Командир корабля Яковлев. Налетал 40 часов, перегнал 1 самолёт из Англии в СССР. 20.07.43».21 сентября советский поверенный в делах в Лондоне Соболев вручил британскому министру иностранных дел Идену письмо с перечнем 40 дефектов «Албемарла», требующих устранения. Английские заводы не справлялись с объёмом и сроками работ. Предложение британского правительства перенаправить зарезервированную партию «Албемарлов» на средиземноморский театр военных действий было отклонено: на Восточном фронте по-прежнему испытывали острую нехватку в военно-транспортных самолётах.
Тогда же, после упорных переговоров, советскому правительству удалось получить образец британского скоростного бомбардировщика «Москито», который за великолепные лётные данные и цельнодеревянную конструкцию прозвали «деревянным чудом». Советский экипаж в составе лётчика и штурмана-радиста начал подготовку в Эрроле для его перегонки в Москву.
* * *
В конце октября экипажи вернулись обратно в Эррол, начался долгий период ожидания. Время от времени производили «освежающие» полёты на «Албемарлах», было сыграно несколько футбольных матчей. «Москито» с нанесёнными на фюзеляж красными звёздами ждал подходящей погоды для перелёта в Москву.
продолжение следует