Лётчики особого назначения. Шотландский след авиагруппы
70 лет победы: Документальная повесть
Жительница Данди госпожа Боден 2 мая 1985 года пришла в авиационный музей в Кирримьюире и поведала его основателю, ветерану Королевских ВВС Ричарду Моссу свою историю 40-летней давности.
Форму советским асам сшил портной из Данди
Во время Второй мировой войны сержант женского вспомогательного подразделения ВВС Мария Боден отвечала за организацию питания русских лётчиков на шотландской авиабазе Эррол. «Они были размещены отдельно от всех остальных. У них был командующий офицер Коротков, свой офицерский клуб и своя столовая. Я не знаю, почему выбрали именно меня — возможно, в Военно-воздушном министерстве решили, что моя девичья фамилия, Котогно, звучит по-русски».
Мария Боден вспоминала, что она не знала, как русские лётчики прибывали в Соединённое Королевство. Но, окончив курс обучения по управлению английской авиационной техникой, они улетали в Россию на самолётах «Албемарл» и брали с собой хлеб, выпеченный на авиабазе. Молодая англичанка, видимо, была окружена вниманием советских офицеров, оттого и столь красочны её воспоминания: «Все они были в офицерском ранге и имели много наград, а качество их военной формы, которую сшил портной из Данди, было предметом зависти в Эрроле. Бывало, настроение падало, и, чтобы разрядить обстановку, я ехала с ними в Данди в танцевальный зал «Палас» — для таких выходов они надевали гражданскую одежду. В мои обязанности входило обеспечивать их едой, к которой они привыкли, как, например, суп «борщ».
Но в самой Великобритании факт пребывания советских лётчиков на шотландской авиабазе десятилетиями был скрыт от широкой общественности, о чём свидетельствуют и слова госпожи Боден: «Когда мои друзья и знакомые спрашивают, что я делала во время войны, и я говорю, что отвечала за питание русских лётчиков недалеко от Данди, все смеются и говорят, что это невозможно».
И в доказательство существования русской эскадрильи в Шотландии во время войны Мария Боден передала господину Моссу три фотографии.
И сразу после этого английские газеты запестрели сенсационными заметками. Вот один из примеров:
The Courier. 3.05.1985. Тайна советских лётчиков углубляется. Для чего русские проходили подготовку в Эрроле?
«Завеса секретности, окружающая присутствие таинственной русской эскадрильи на берегах реки Тей в годы войны, была вчера приподнята жительницей Данди. Однако до разгадки тайны ещё далеко.
С какой же целью русские находились здесь? Было ли это подготовкой для некой секретной миссии, сыгравшей важную роль в окончании войны? Почему именно Эррол был выбран в качестве их места базирования? Возможно, где-то есть человек, обладающий информацией, способной раскрыть эту тайну раз и навсегда». (Статья предоставлена D. C. Thomson &Company Limited и Local History Centre of Dundee Central Library.)
Перегоночные экипажи
Британию во время войны сравнивали с гигантским авианосцем, пришвартованным у северо-западного побережья Европы. Большая часть аэродромов была сосредоточена в восточной части Шотландии, откуда через Северное море пролегал кратчайший путь к Северной Европе.
Аэродром Эррол был открыт 1 августа 1942 года — три гудронированные взлётно-посадочные полосы в форме буквы «А» с двухэтажной диспетчерской вышкой и многочисленными вспомогательными строениями на открытой равнине, окаймлённой пологими склонами гор и рекой Тей. На авиабазе проходили тренировку лётчики стран антигитлеровской коалиции, всего было расквартировано около двух тысяч человек.
В соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны (ГКО) от 7 декабря 1942 года о перегонке из Англии в СССР самолётов «Албемарл» в составе 1-й Авиатранспортной дивизии было сформировано 20 перегоночных экипажей. Первую группу из 10 офицеров доставил в Шотландию 11 января 1943 года британский тяжёлый бомбардировщик «Либерейтор».
Из сообщения главы советской военной миссии в Великобритании адмирала Николая Харламова: «Лётный состав приступил к работе по программе: летчики и бортмеханики изучают самолёт, мотор и оборудование на заводах, радисты и штурманы изучают материальную часть в Эрроле. 20 января приступят к лётной тренировке. Экипажи размещены в Эрроле удовлетворительно и питанием обеспечиваются в достаточной степени. Недостатком является внешний вид лётчиков, прибывших в разношёрстном обмундировании, без знаков различия. Это усложнило отношения между ними и англичанами-инструкторами (офицеры), которые рассматривают лётчиков как рядовой состав». Видимо, после этого было принято решение заказать у английского портного пошив советской военной формы для лётного состава особой авиагруппы.
В течение двух месяцев ещё пять групп прибыли из Москвы на борту «Либерейтора». Две группы были переброшены советским бомбардировщиком дальнего действия «ТБ-7». Его экипаж под командованием Энделя Пусэпа был уже знаком с этим маршрутом: 19 мая 1942 года на шотландский аэродром Тилинг прибыл нарком иностранных дел Молотов для переговоров в Лондоне с Черчиллем об открытии второго фронта, а затем продолжил перелёт для встречи с Рузвельтом в Вашингтоне.
После завершения курса подготовки в составе 305-й особой части на авиабазе Эррол экипажи должны были к 1 апреля перегнать по северному маршруту первую партию самолётов. Дополнительно к этому британское правительство выразило готовность передать ещё сотню «Албемарл».
Из докладной записки начальника ГУ ГВФ генерал-полковника авиации Фёдора Астахова заместителю председателя ГКО Вячеславу Молотову: «Докладываю, что в ночь с 3 на 4 марта из Англии в СССР был осуществлён перелёт первого самолёта «Албемарл» под управлением пилота Шорникова. Вылетел с аэродрома Эррол 3 марта в 20 ч. 45 московского времени и благополучно приземлился на аэродроме Внуково 4 марта в 8 ч. 00. Продолжительность полёта 11 ч. 15. Высота 4-4.5 км. Самолёт покрыл расстояние 2662 км».