Бюджет свободного плавания
Первая полоса
Главный финансовый документ страны зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть
В Государственной Думе проект бюджета на 2015-2017 годы рассматривается во втором чтении. Накануне председатель Правительства Дмитрий Медведев не исключил пересмотра бюджетной политики в случае значительного и продолжительного снижения цен на нефть. Ведь половину доходной части российского бюджета составляют именно нефтегазовые поступления, абсолютный объём которых зависит не от нас. Это не слишком убедительный базис для страны, которая намерена играть самостоятельную роль в мировой политике. Разговоры о необходимости слезть с «нефтяной иглы» уже навязли на зубах, но пока мы наблюдаем лишь обратный процесс.
На встрече в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Василенко напомнил, что нефть всегда была и остаётся объектом политики, объектом борьбы. Арабо-израильский конфликт в семидесятые годы прошлого века закончился энергетическим кризисом, когда цену на нефть взвинтили с трёх до 30 долларов. В итоге именно тогда зародились многие элементы нынешней энергетической политики.Было бы преувеличением утверждать, что Советский Союз прекратил своё существование исключительно из-за злонамеренного обрушения американцами и саудовцами мировых цен на нефть. Но было бы так же неверно и отрицать существенное влияние такого фактора. И это притом что нефтезависимость Советского Союза была не столь кабальной, как наша нынешняя.
В результате уже случившегося падения мировых цен на нефть мы недополучаем десять процентов поступлений в бюджет. Чем Правительство предполагает восполнять потери? Увеличением существующих и введением дополнительных налогов и сборов.
Замечательно. Давно пора ввести, к примеру, прогрессивную шкалу подоходного налога, существующую в подавляющем большинстве стран, которые мы любим называть цивилизованными. Разговоры о том, что все толстосумы в результате уйдут в тень и вовсе перестанут платить налоги, несерьёзны. Скажите об этом американцам, и они поднимут вас на смех. У них даже Аль Капоне за неуплату налогов сел, и сел надолго. И не надо идею профанировать, предлагая начать взимать налог по ставке больше 13 процентов с суммы ежемесячного дохода тысяч в 50. Вот с 250 тысяч, наверное, уже можно.
У нас отменены налоги на наследство и дарение. Якобы исключительно из-за трогательной заботы о бабуле, оставляющей в наследство внучку своё единственное богатство - однушку в хрущобе. Но, во-первых, налог в таком случае платит не бабуля, а внучок. А во-вторых, за однушку в хрущобе его можно и не взимать, установив достаточно высокий нижний барьер по стоимости.
Можно вспомнить и про налог с продаж, с помощью которого Наполеон поднял разрушенную революцией экономику Франции. Его противники чего только не придумывают. И что это удар по торговому бизнесу, хотя такой налог, кстати, широко практикуемый всё в тех же цивилизованных странах, платят не продавцы, а покупатели. Правильнее было бы вообще назвать его налогом с покупок, а не с продаж. И что пострадает всё та же бабуля, пришедшая в магазин купить булку и пакет молока. Но это совсем легко решаемо. Можно и в данном случае установить ценовой барьер, ниже которого налог не взимать, или вообще не брать его с продуктов питания.
Всё это заставило бы богатых хоть чуть-чуть раскошелиться. Вместо этого предлагается возложить дополнительную фискальную нагрузку на всех, включая бабулю с булкой, увеличивая социальную напряжённость. Речь идёт о планируемом увеличении цен на горючее за счёт акцизов и прочего. А это ударит и по тем, у кого даже нет собственных средств передвижения. Транспортная составляющая есть в стоимости любого конечного продукта.
И всё равно это латание тришкина кафтана. Советский Союз осуществил предвоенную индустриализацию чуть более чем за десять лет. Ну да ладно, а то пойдут разговоры о ГУЛАГе, хотя роль его в решении такой колоссальной задачи была десятая. Возьмём другой пример. Начав в 1950 году изготавливать автомобили практически с нуля, Япония в 1970-м произвела 3 миллиона 180 тысяч машин, более четверти которых ушло на экспорт.
Похожая история случилась и в Южной Корее. Полвека назад компания KIA произвела первый… велосипед. Других средств передвижения в стране тогда не делали. Нынешний уровень корейского автопрома всем известен. Решающую роль в создании и становлении автомобильной промышленности обеих стран сыграло государство.
Нам же ежедневно и ежечасно внушают, что машины мы делать не умеем и никогда не умели. Пассажирские самолёты тоже. А значит, нечего и пытаться. Ложь. Даже сегодня в Западной Европе нет-нет да встретишь наши «нивы». А Ту-204, на котором доводилось летать, - отличный самолёт. Его как будто надо было выкатить за пределы посадочной полосы, чтобы похоронить.
Что сделано у нас со времён похорон Советского Союза? Как сидели на нефтяной игле, так и сидим. Только ещё крепче. Теперь ещё и рубль отпустили в свободное плавание. Поддержание его стабильности - первейшая задача Центробанка. Может быть, нам Центробанк больше и не нужен? Отпустим его в свободное плавание.
между тем
В стенах Плехановского университета с участием законодателей прошло обсуждение проекта бюджета на ближайшие три года. Приоритеты главного финансового документа, как известно, - социальная политика и национальная безопасность. Расходы по этим направлениям выросли, а новых источников пополнения казны нет. Однако, несмотря на внешние и внутренние финансовые угрозы, законодатели не сомневаются в принятии документа.Довольно оптимистичный в отличие от предыдущих лет макроэкономический прогноз Правительства с высокой ценой на нефть вызвал настороженность у заведующего кафедрой финансов и цен РЭУ имени Г.В. Плеханова Владимира Слепова. Среди других рисков он отметил санкции Запада и новый валютный режим.
Впрочем, заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин полагает, что в сложившихся экономических условиях при подготовке бюджета на 2015-2017 годы на первый план выходят другие вопросы - жизнеспособность бюджетного планирования и исполнения бюджета. «При сегодняшних вызовах экономике - падении цен на нефть и снижении курса рубля - это главное. При этом он пояснил: «В последние годы складывалась ситуация, когда закладывались характеристики значительно худшие, чем они получались на самом деле». Говоря о его конструкции, законодатель отметил, что фактическая доля расходов на федеральные целевые программы снижается, однако одновременно увеличиваются расходы в рамках «закрытых» статей.
Впрочем, Евгений Бушмин не видит повода для переживаний. По его словам, сейчас у России есть несколько моделей поведения и вариантов расчётов того, что будет в экономике, даже если цена за бочку нефти опустится до 70 долларов. «Нужно ли рассчитывать на что-то более критическое? Я не думаю. Хотя Центробанк прорабатывает вариант на случай, если стоимость барреля упадёт до 60 долларов», - намекнул сенатор.
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин высказал мнение, что финансово-экономический прогноз Минфина, на базе которого был сформирован проект бюджета, соответствует реалиям сегодняшнего дня. На федеральном уровне в целом определена устойчивость конструкции бюджетной системы. Однако на региональном и муниципальном уровне рисков больше, отметил он.
По мнению Сергея Рябухина, определённые риски несут также налоговый маневр и введённый два года назад институт консолидированных групп налогоплательщиков. Он также выразил сомнение в том, что предоставленное регионам с 2015 года право вводить новые сборы даст дополнительные доходы.
В ходе дискуссии сенаторы предложили меры, направленные на повышение доходной части региональных бюджетов. Предложения будут направлены в Правительство и Государственную Думу в процессе подготовки к рассмотрению бюджета во втором чтении.