Полководцы императорской армии
Энциклопедия Первой Мировой
Храбрость и талант полководца особенно ярко проявились у Петра Врангеля в сражениях Первой мировой.
Телеграмма о мобилизации от 31 июля 1914 года застала Врангеля командиром эскадрона Его Величества лейб-гвардии конного полка в звании ротмистра. С самого начала военных действий он находился на фронте. Вместе со своим полком был в составе конного корпуса под командованием генерал-лйтенанта Гусейна Хана Нахичеванского, который действовал на правом фланге 1-й Русской армии генерала фон Ренненкампфа. 16 августа 1914 года кавалерия перешла границу Восточной Пруссии в районе Ширвиндта. Под деревней Каушен русские кавалеристы столкнулись с крупными силами германской пехоты, поддержанной тяжёлой артиллерией, и втянулись в затяжной бой. Эскадрон Петра Врангеля находился в резерве.О том, как вёл себя на передовой ротмистр, оставил свидетельства командир лейб-гвардии полка генерал Борис Гартман: «Врангель не находил себе места от нетерпения. Вести о потерях, об убитых товарищах доходили до него и лишь усиливали его протест против того, что ему приходится оставаться в тылу, когда его товарищи дерутся. И наконец, он не вытерпел… и стал буквально умолять разрешить ему атаковать…» Получив разрешение, он повёл решительную атаку. Под Врангелем была убита лошадь, но русские гвардейцы достигли орудий и захватили их.
Это была первая конная атака Первой мировой, первый серьёзный боевой эпизод русской гвардейской кавалерии. Именно за успешную атаку своего эскадрона Пётр Врангель получил 23 августа Георгия IV степени. Он стал первым русским офицером, получившим в ту войну Георгия.
В октябре Ставку посетил император Николай II, который наградил барона орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. В дневниках самодержца осталась такая запись от 23 (10) октября: «Пятница… После доклада Барка принял ротмистра Лейб-гвардии Конного полка барона Врангеля, первого Георгиевского кавалера в эту кампанию». Вскоре состоялось назначение Врангеля флигель-адъютантом в свиту царя, что давало ему право прямого доклада государю. Через несколько дней он получил чин полковника.
Врангель принял участие в оборонительных сражениях Северо-Западного фронта. Он умело использовал данные разведки, тактически грамотно ставил задачи. Всё это ему пригодилось и как участнику Брусиловского прорыва.
В ходе боёв в Карпатах полк захватил 118 пленных, большое количество оружия и боеприпасов. За это нерчинцы получили благодарность от императора.
В конце 1916 года Уссурийская дивизия была переброшена на Румынский фронт. Сам же Врангель в середине января 1917 года был назначен командиром 1-й бригады Уссурийской конной дивизии, а чуть позже за боевые заслуги получил производство в генерал-майоры.
Отношение Врангеля к кардинальным политическим переменам, которые принесла Февральская революция, было резко отрицательным. Когда был зачитан манифест великого князя Михаила Александровича о неготовности принять престол, Пётр Николаевич заявил: «Это конец, это анархия». Начавшийся развал армии только подтвердил верность этих слов.
Генерал Пётр Николаевич Врангель
Потомственный дворянин Петербургской губернии, воспитанник Горного института императрицы Екатерины II и Николаевской академии Генерального штаба, сотник и подъесаул дивизиона разведчиков в Русско-японской войне, кавалер девяти боевых орденов, генерал-лейтенант Добровольческой армии, один из лидеров Белого движения в России в годы Гражданской войны. Его называли Последний рыцарь Российской империи и Чёрный барон.
из записной книжки историка
Воспоминания о Врангеле — командире Сводного корпуса начальника штаба корпуса полковника Владимира фон Дрейера:«Врангель, очень храбрый и самостоятельный, в сущности, не нуждался в начальнике штаба; он всё решал сам. Отдавал лично приказания, носился галопом в течение дня от одного полка дивизии к другому. Служить с ним на войне было легко, но не всегда приятно, до того это был беспокойный человек».