Когда политика вредит экономике
Международная жизнь
Инициаторы санкций наносят долгосрочный ущерб прежде всего себе
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не преодолённый до сих пор кризис многих европейских экономик, санкции против России и падающая в цене нефть стали лейтмотивом прошедшего в конце октября III Евразийского форума в Вероне. Его традиционная тема «Инновации и международная интеграция» совершенно по-новому звучала в складывающейся обстановке.
Представители бизнеса и государственных структур из Италии, России, Армении, Беларуси, Казахстана и Китая единодушно высказывали мнение, что разного рода экономические санкции — не метод решения политических проблем, что они наносят долгосрочный ущерб развитию. Антонио Фаллико, президент ассоциации «Познаём Евразию» и председатель совета директоров ЗАО «Банк Интеза», от имени участников форума отметил, что с 1 января 2015 года, в связи с началом работы ЕАЭС, нас ждут «эпохальные изменения» на континенте, и призвал правительства к отказу от каких-либо санкций.Впрочем, у санкций есть явный выгодоприобретатель. Не все участники форума называли его прямо. Однако экс-премьер Италии, президент Фонда международного сотрудничества Романо Проди посетовал, что «наша политика оказалась не в наших руках». «Мы наблюдаем непрекращающийся кризис европейского экспорта. И если раньше экономический рост ЕС обеспечивала Германия, то последние два квартала мы фиксируем спад и в этой стране — фактически техническую рецессию», — отметил ветеран европейской политики. Проди полагает, что Европа теряет примерно 0,5 процента ВВП именно из-за санкций против России, при этом экономика США уверенно растёт на 2-3 процента в год.
Естественно, в контексте рыночных манипуляций говорили на форуме и о нефтяных ценах. Глава «Роснефти» Игорь Сечин сказал, что и в США и в Канаде уже нынешний уровень цен приводит к снижению инвестиционной активности. По его мнению, «между спадом цен и снижением деловой активности на этом рынке, как правило, имеется запаздывание примерно в четыре месяца». Он предложил «внимательно следить за этими процессами в ближайшие месяцы» и отметил, что «основные страны-экспортёры нуждаются в уровне цен свыше 85 долларов за баррель, многие компании нефтяного сектора тоже нуждаются в ценах такого порядка» и «есть все основания ожидать, что возобновление глобального экономического роста и ответственное поведение участников рынка, и прежде всего поставщиков, должно уже в близкой перспективе привести к сбалансированности рынка».
Впрочем, участники форума пребывали в уверенности, что санкции и эмбарго — не навсегда. Главной темой форума всё-таки оставались новые интеграционные возможности на континенте, взаимные инвестиции, развитие индустрии, инновации и торговля, формирование единого рынка не только товаров, но и услуг в ЕАЭС. Член президиума Совета Министров Беларуси Сергей Румас напомнил участникам форума о высказанной более двух лет назад президентом его страны идее «интеграции интеграций» — между Евросоюзом и будущим ЕАЭС. Эти задачи, очевидно, требуют соответствующей инфраструктуры.
Отвечая на наш вопрос о трансъевразийских транспортных коридорах, которые, особенно в свете украинских событий, никак не смогут обойти территорию Союзного государства России и Белоруссии, его Государственный секретарь Григорий Рапота отметил, что эти коридоры могут быть реализованы в рамках идеи о едином транспортном пространстве. «Пока большого прогресса в реализации этих проектов нет, но думаю, что сейчас мы более плотно этим займёмся», — сказал он. Член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая по этому же поводу высказала осторожный оптимизм, связанный с началом работы ЕАЭС: «У нас теперь есть договор, где есть положение о единой скоординированной транспортной политике, министры транспорта регулярно встречаются, и никто не мешает каждой из сторон ставить те или иные вопросы. Но чтобы вкладывать деньги в транспортные коридоры, надо понимать, что по ним возить. Вернее, возить всегда есть что, но иногда конкурируют между собой виды транспорта, и это даёт не всегда оптимальный результат. Например, всё увеличивается доля автоперевозок. Евразийская комиссия влиять на хозяйствующие субъекты не может, но теперь тарифы, в частности и железнодорожные, в ЕАЭС будут устанавливаться на единой недискриминационной основе. И в условиях полного отсутствия таможенных границ нам будет яснее, как развивать транспортную сеть».
Участники форума традиционно уделили значительное внимание ряду глобальных вызовов и общих мировоззренческих вопросов. Причём очень часто руководители бизнеса высказывали достаточно «социалистические» идеи и стремились целенаправленно упорядочить экономический процесс.
Председатель наблюдательного совета крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo Джованни Бадзоли в своём докладе прямо связал непрекращающийся экономический кризис с ростом социального неравенства, которое падало до середины двухтысячных годов. В экономике модель максимизации прибыли за минимальное время долгое время господствовала, но именно она привела к кризису. В либеральном мировоззрении этап создания богатства чётко отделялся от этапа его распределения. Другая точка зрения состоит в том, что важнейшим результатом экономики должно быть улучшение условий жизни большинства и справедливость. По мнению Бадзоли, ситуация, когда более миллиарда людей в мире, что составляет 14,5 процента населения, живут ниже уровня абсолютной бедности (на менее чем 1,25 доллара в день), а 850 миллионов регулярно недоедают, не придаёт миру устойчивости. Он полагает, что в ближайшее время невозможно будет добиться темпов роста XX века, который обеспечивали как раз инновации и международная интеграция, рост торговли и финансовых институтов. Тормозом экономического роста в ближайшие годы в ЕС станет государственный долг, превысивший 100 процентов ВВП, и экономическое неравенство, до недавнего времени падавшее, а теперь усиливающееся в Испании, Ирландии, Греции и Италии и создающее угрозу одной из базовых ценностей — социальной солидарности.
В заключение надо отметить следующее. Мысль о том, что в реальной экономике длина инвестиционно-инновационного и внедренческого цикла может достигать 20-30 лет и намного превышает длину политических и электоральных циклов, а потому ответственность экономических структур, быть может, выше, чем ответственность политиков, как бы витала на форуме. Реализуется ли она в создании при поддержке капитанов евразийского бизнеса некоего международного экспертного института — покажет ближайшее будущее. Ситуация в экономиках континента очевидно говорит о необходимости создания такой постоянно действующей экспертной площадки.
Антонио Фаллико:
«Санкции, прикрываемые давно надоевшими фразами об «империи добра» или «империи зла», являются конъюнктурными. Они кажутся надуманными и искусственными, так как были введены на основе предположений, которые вскоре были опровергнуты фактами».
Игорь Сечин:
«В условиях политической, макроэкономической и конъюнктурной турбулентности мы должны заглянуть за временные горизонты десяти-двадцати лет и осознать, что альтернативы международному разделению труда, конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству и взаимодействию не существует. И те, кто действует против объективных экономических законов, действуют во вред рынку, то есть в том числе и себе».