Лётчики особого назначения
История
Вместе с военными наградами моего деда-лётчика дома хранилась старая связка бумаг: фрагмент карты побережья Великобритании, меню рождественского ужина 1943 года, украшенное чертополохом, и английский учебник с надписью на первой странице «Удачи и до встречи в Англии при лучших обстоятельствах. Россия и Англия - победят!»
Дедушка умер вскоре после окончания войны в возрасте 42 лет, а моя мама была ещё ребёнком и у неё остались лишь обрывки детских воспоминаний: что-то смутное про его поездку в Англию за самолётами, подаренными самим английским королём.Головоломка долго не давала мне покоя, пока год назад в Национальном архиве в Лондоне в оперативном журнале Королевских ВВС, авиабазы Эрролл я не увидела имя моего деда, Петра Колесникова: «1.01.43. Сформирована Особая часть №305 для обучения русских экипажей на «Албемарл» с целью перегонки 100 самолётов в Россию». «24.04.43. Русские лётчики отрабатывали заход на посадку и полёт на одном моторе. Лётное время: ст. лейт. Колесников: с инструктором - 3.45 ч, самостоятельно - 3.35 ч.».
Так, из приказов и донесений командования шотландской военно-воздушной базы Эрролл началось восстановление истории Московской авиационной группы особого назначения.
Британские военно-транспортные самолеты для русских…
Нехватка военно-транспортных самолётов для переброски войск, вооружения и боеприпасов на решающие участки советского фронта стала критической ко второму году войны.7 сентября 1942 года Сталин в телеграмме послу СССР в Великобритании Ивану Майскому поручил договориться о поставке «хотя бы 500 транспортных самолётов», без которых невозможно создание «больших наступательных воздушных армий». Запрос был рассмотрен на заседании Кабинета министров, но своего авиатранспортного производства у Великобритании не было. Британское правительство могло предоставить 100 двухмоторных бомбардировщиков. Предложение было принято, и представители советской военной миссии выехали на авиазавод договариваться о модификациях самолёта «Албемарл» под военно-транспортный вариант.
При встрече с Иваном Майским 6 ноября Черчилль рассказал историю создания этой машины. В 1938 году британское правительство, опасаясь нехватки алюминия, сделало заказ на разработку бомбардировщика смешанной конструкции: фюзеляж и центроплан крыла имели трубчато-стальной каркас и деревянную обшивку. Когда «Албемарл» был запущен в серийное производство, стало очевидно, что по своей сложности пилотирования бомбардировщиком он быть не может. Ему отвели роль военно-транспортного самолёта дальнего действия.
В качестве маршрута перегонки утвердили связывающую две союзнические страны с октября 1942 года авиалинию Молотов - Керр. Беспосадочный ночной перелёт английского тяжёлого бомбардировщика с шотландского аэродрома Прествик в Москву пролегал через Северное море, вражескую Норвегию, нейтральную Швецию и Балтийское море.
Британское правительство предложило организовать полный курс обучения на «Албемарл» для советских экипажей в Шотландии. Задача по перегонке самолётов была возложена на лётчиков Московской авиагруппы особого назначения (МАОН).
продолжение в следующем номере