Крым, демография, бюджет
Совет Законодателей
В Санкт-Петербурге 25 апреля Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин откроют заседание Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Участники встречи обсудят проблемы межбюджетных отношений, реализации Послания Владимира Путина Федеральному Собранию и Национальной стратегии действий в интересах детей. Парламентарии рассмотрят вопрос о законодательном обеспечении мер по интеграции Республики Крым и Севастополя в правовую, экономическую, социальную и финансовую системы России.Совет законодателей объединил депутатов законодательных собраний вокруг федерального парламентского Центра страны. На базе совета создана дискуссионная площадка для обмена опытом между парламентариями разных уровней.
Одним из главных принципов взаимодействия сенаторов и депутатов в рамках Совета законодателей стала открытость парламентариев и готовность к совместной работе с экспертными сообществами и общественными организациями. Всё это позволяет проводить качественную экспертизу законодательных инициатив, начиная с концепции законопроектов.
На заседании Совета законодателей об экономической ситуации в стране и развитии межбюджетных отношений в своих докладах расскажут министр финансов Антон Силуанов, министр регионального развития Игорь Слюняев, председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Вопросам выполнения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы будут посвящены выступления заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиды Драгункиной, председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского.
Проблемам реализации законодательными органами государственной власти Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года будут посвящены выступления председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина и председателя Московской городской думы Владимира Платонова.
справка
Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации — совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания, учреждённый в мае 2012 года для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий Совета Федерации, Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности.Первое заседание Совета законодателей состоялось 31 мая 2012 года.
мнение
Валерий Рязанскийпредседатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:
- Совет законодателей существенно нуждается в той активной загрузке, которая была обозначена с самых первых шагов по изменению формата его работы. И теперь главным действующим лицом в этой работе должны стать регионы, а члены Совета Федерации и депутаты Госдумы обязаны этому максимально содействовать.
Основная повестка дня Совета законодателей 25 апреля как раз будет посвящена темам развития регионального законодательства. Думаю, что появление двух новых субъектов Федерации, Республики Крым и города федерального значения Севастополь, лишний раз подтвердит то, что, например, большей адаптации с федерального уровня на региональный требует социальное законодательство. Наши более опытные региональные законодатели должны помочь Крыму в становлении регионального и муниципального законодательства.
Результаты взаимодействия региональных заксобраний с Федеральным Собранием за последнее время впечатляют: именно от парламентариев из субъектов мы получили и впоследствии приняли множество проектов законов. Например, документ, предусматривающий изменения в Жилищный кодекс, и закон об опеке и попечительстве, которые регулируют вопросы дополнительной защиты детей-сирот, а также инициативы, связанные с созданием концепции госполитики в области защиты интересов детей. Кстати, Координационный совет по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, возглавляемый спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, тесно взаимодействует с Советом законодателей.
Я считаю, что первостепенной ролью Совета законодателей является развитие региональных законодательных инициатив и работа над тем, чтобы их законопроекты становились законами федерального уровня. То есть Совет — совещательно-координационный орган, который способен не только продвигать какие-то конкретные инициативы, но и говорить об общей тенденции развития парламентаризма и представительной власти в России. Ведь кроме практических задач, которые мы решаем, — по дорожным фондам, акцизам, тарифной политике, надо думать над тем, как повышать роль законодательной власти как таковой. И это также одна из задач Совета.
Коллективные миссии законодателей
Предварительное рассмотрение региональных законопроектов, в том числе внесённых межпарламентскими ассоциациями федеральных округов, — это задача постоянно действующих комиссий Совета законодателей. В этой работе они взаимодействуют с комитетами Совета Федерации и Государственной Думы.
Каждая комиссия — а всего их десять — формируется из участников Совета законодателей, по их выбору. Входить можно только в одну комиссию. Председатель избирается её членами из своего состава.О том, как они работают, на примере Комиссии по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рассказывает её председатель Иван Лоор:
- Сейчас мы рассматриваем внесённые в Совет законодателей Думой Ханты-Мансийского автономного округа три законопроекта — поправки Лесного кодекса. Лесные отношения актуальны и нуждаются в совершенствовании, что могут подтвердить, наверное, все регионы независимо от того, какая площадь занята лесом.
А вот законопроект Калининградской области, поправки в Земельный кодекс и Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» уже рассмотрены нами. Калининградцы уточняют полномочия региональных органов в сфере земельной политики. И профильный комитет Совета Федерации, и большинство региональных парламентов, чьи руководители входят в комиссию, поддерживали саму идею усиления контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения. Но мы пришли к выводу, что предложенный документ требует доработки и в представленной редакции не может быть рекомендован к внесению в Государственную Думу.
Такой порядок работы интересен регионам. Благодаря опытным юристам Совета Федерации или Государственной Думы мы получаем дополнительную экспертную оценку.
Кроме подготовки отзывов на поступающие инициативы, наша комиссия сама поднимает ряд вопросов. Так, в начале прошлого года нами был изучен внесённый в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части отмены категорий земель и признании утратившим силу ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перспективы реализации основных положений законопроекта вызвали серьёзные опасения не только у наших юристов, но и у аграрной общественности. Да, указанные в пояснительной записке проблемы с установлением и изменением категорий земель есть, но нельзя допустить, чтобы под предлогом упрощения хозяйственной деятельности мы потеряли главное богатство страны — земли, которые будут использоваться для чего угодно, но только не для сельскохозяйственного производства.
Поэтому мы выработали общую позицию членов комиссии по данному вопросу и подготовили её решение о недопустимости исключения из законодательства категории «земель сельскохозяйственного назначения» и нецелесообразности принятия представленного законопроекта. Направили его председателям Совета Федерации и Государственной Думы. Как известно, в итоге было принято решение о переносе рассмотрения документа в первом чтении.
Данный законопроект уже поступил в Государственную Думу. Алтайское краевое Законодательное собрание направило свой официальный отзыв на проект.
Надеемся, что позиция аграрных регионов страны будет услышана.