Человек на своём месте
Памятные даты
Седьмого апреля исполняется 100 лет со дня рождения Кирилла Мазурова
В последние годы мы незаслуженно редко вспоминаем государственных деятелей советской эпохи. Исключение представляет собой разве что Брежнев, дикцию которого так легко пародировать, хотя она - результат реальной контузии на реальной войне, и потешаться над этим - занятие малодостойное.
Кирилл Трофимович Мазуров тоже воевал, не сидя в кабинете. Первый секретарь Брестского обкома комсомола с боями выходил из окружения. Дважды был ранен. А в сентябре 1942 года его забросили на территорию оккупированной Белоруссии со специальным поручением - создать подпольные партийные и комсомольские организации в Минской, Пинской, Барановичской, Брестской и Белостокской областях, где к тому времени уже действовало более пятидесяти самостоятельных партизанских отрядов, бойцов которых надо было обучить тактике ведения войны, подрывному делу.
Уполномоченный Центрального штаба партизанского движения Кирилл Мазуров обеспечивал пополнение отрядов, добивался укрепления дисциплины, занимался созданием школ для живших в лесу детей. Он работал со словаками, которых германское командование использовало в Белоруссии, договорился об их переходе на сторону партизан. Более года молодой организатор сопротивления провёл в тылу врага, преодолев пешком или верхом на лошади многие тысячи километров по лесам и болотам.
В этом году мы будем праздновать семидесятилетие блестящей операции «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия. Решающую роль в её успехе сыграла, конечно же, наша армия. Но огромна и заслуга белорусских партизан, доля в которой по праву принадлежит Кириллу Мазурову.
После войны Белоруссия лежала в руинах. Залогом успеха грандиозной работы по её восстановлению стало то, что во главе республики в то время стояла группа единомышленников, спаянная боевым братством, сложившимся на фронтах Великой Отечественной и в партизанских отрядах. Много позже, вспоминая то время, Кирилл Мазуров напишет: «Объём работы был так велик, а организаторов так мало, что не перестаёшь удивляться: как мы со всем этим справились?!»
Социальные лифты в советское время работали на полную мощность. Родившийся в простой крестьянской семье, Кирилл Мазуров после войны был уже первым секретарём ЦК белорусского комсомола. Председателем Совета Министров республики он стал в 1953 году в возрасте 39 лет. А ещё через три года Мазуров был избран на главный пост в Белоруссии - пост первого секретаря ЦК партии. Под его руководством республика из аграрной превратилась в индустриальную. Именно тогда закладывались основы нынешних успехов Белоруссии, не утратившей свой промышленный потенциал.
Сельское хозяйство республики тоже развивалось хорошими темпами, хотя этому и чинились препятствия. Источником препятствий был, разумеется, самодур Хрущёв, который не только подарил Украине Крым и собирался отдать японцам Южные Курилы, но и требовал ликвидировать приусадебные участки, потребительскую кооперацию и всё засеять кукурузой. Можно представить, как изливал свой гнев «великий сеятель», который за крепким словом в карман не лез, по поводу игнорирования Белоруссией «генеральной линии» партии, если он называл Мазурова «этим партизаном». Зато потом, после отстранения Хрущёва, заговорили о белорусском чуде - феномене республики, которая вышла в Советском Союзе на лидирующее место по темпам экономического роста.
После ухода Хрущёва Мазурова перевели в Москву на должность первого заместителя председателя Совета Министров СССР, которую он занимал вплоть до своего ухода на пенсию в 1978 году. Более того, он был избран членом Политбюро ЦК КПСС, став первым белорусом, поднявшимся до таких высот в советской иерархии.
По любым меркам, а по тогдашним тем более, Кирилл Трофимович вполне мог продолжать трудиться. Но в высшем руководстве страны уже требовались другие люди - лишённые своего мнения, готовые беспрекословно выполнять указания. А потому Мазурова «ушли» с традиционной формулировкой «по состоянию здоровья». Между тем у Кирилла Трофимовича нашлись силы с началом перестройки возглавить Всесоюзный совет ветеранов войны и труда.
- Отец был незаурядной личностью, - вспоминает дочь Кирилла Трофимовича Елена. - Он хорошо понимал, что авторитет руководителя держится в том числе и на глубоких знаниях. Полученное в молодости техническое образование он считал недостаточным, чтобы руководить людьми, а потому учился заочно, целенаправленно и систематически занимался самообразованием.
В Минске Мазуров сам водил машину. Без сопровождающих и охраны он неожиданно появлялся в магазинах, на предприятиях и стройках, ездил и по всей республике. Таким Кирилл Трофимович и остался в памяти людей.