Все о пенсиях в России

два дня назадИнвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

два дня назадСенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

два дня назад«Известия»: Россияне смогут забрать до 412 тысяч рублей пенсионных накоплений

Карабас-Барабас и его неверная труппа

2014 — Год культуры

13.03.2014 16:43

Убьют ли репертуарный театр контрактные отношения

Проект закона о театральной деятельности находится на рассмотрении парламента уже не первый год. И пока судьба до сих пор его неясна. Недавно в Госдуме прошли очередные слушания с участием театральных деятелей, посвящённые контрактной системе для артистов. Подводя итоги заседания после полуторачасовой дискуссии, режиссёр, председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин отметил, что и на этот раз найти компромисса не удалось.

Спектакли разные нужны

Каким сегодня должен быть театр? Репертуарным, с постоянной труппой и театральными традициями или антрепризным, с приглашёнными на конкретный спектакль актёрами? Во всём мире давно выбрали второй вариант — потому что экономичнее. Наше же теат­ральное сообщество бьётся над проблемой не один год. В Театре «Гоголь-центр» художественный руководитель Кирилл Серебренников пытался навести жёсткий порядок и брать актёров исключительно по контракту. Разгорелся скандал. Острый конфликт артистов Театра на Таганке со своим художественным руководителем Юрием Любимовым был спровоцирован как раз несовершенством контрактной системы. Юрий Петрович долгое время пытался наладить систему договоров в театре, чем вызвал недовольство у артистов, не задействованных в новых постановках.

Репертуарные театры времён СССР называют «богадельнями». «Актёры получали зарплату и годами ничего не играли, спивались, деградировали, — ворчат многие творческие руководители. — Вы хотите, чтобы и сегодня так было?»

«Закон о театре не может быть принят до тех пор, пока на развитие театров у государства не найдётся денег, — заявил обозревателю «Парламентской газеты» художественный руководитель Театра имени В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков. — В Петербурге народный артист в академическом театре получает 22-23 тысячи рублей, молодые в среднем — 15-16 тысяч. «Не держите такое количество актёров, увольняйте их», — говорят мне. А как уволишь? Как я выгоню человека на пенсию, если он будет получать какие-нибудь 11 тысяч рублей? Как он будет жить? В городе ежегодно появляются десятки новых актёров. Многие хотят работать у нас, но куда их брать? Уволить старых невозможно — и значит новых взять нельзя».

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин считает, что договорная система способна убить русский театр и её нельзя вводить одним махом. Режиссёр уверен, что наш театр не готов к финансовым конкурсам, различным тендерам. Высокая культура не может измеряться понятиями «выгода» и «окупаемость».

Слово президента

Недавно к дискуссии театралов подключился президент Владимир Путин. На одном из первых мероприятий в рамках начавшегося Года культуры в Пскове на заседании президиума совета по культуре и искусству президент заметил, что вопрос давно пора решать, но необходимо сохранить репертуарный театр, поскольку он является конкурентным преимуществом нашей страны. Владимир Путин также считает, что следует развивать гастрольную деятельность. А с нею у нас тоже большие проблемы. Провинциальные театры сегодня практически не выезжают на гастроли. Гостиница, билеты на самолёты, поезда — всё это обходится слишком дорого. Суточные артистов мизерные — в районе 100 рублей.

Репертуарный театр в год выпускает в среднем три-четыре постановки. По самым скромным подсчётам спектакль стоит пять миллионов рублей. От государства поступает три-четыре. Хорошо, если помогут меценаты. Но их единицы — закона о меценатстве пока что тоже нет. Понятно, что из всех этих затрат на постановку в основном и складываются высокие цены на билет.

Контрактная система широко распространена во всём мире. Приглашённые артисты легко переходят из театра в театр. Они заключают договор и честно его выполняют. А потом по усмотрению худрука остаются или прощаются. Иногда контракт с ними заключают всего на несколько месяцев. В таком театре невозможно, конечно, программировать работу на длительный срок, строить репертуар, «растить» спектакль, экспериментировать, зато можно думать о прибыли. Русский театр во многом благодаря сохранённым традициям репертуарного театра выигрывает у зарубежных коллег, здесь есть время «лелеять» спектакль. Иностранцы признают: «Продавать цветы проще, чем возделывать сад».

Кстати, в дореволюционной России в классических русских театрах все актеры были на срочных контрактах. Считалось, что у руководителя должно быть абсолютное право на набор наёмных работников. И это совсем не так уж плохо. Зато никаких обязательных аттестаций. Негоже ранить актёра откровенным недоверием к его творческой состоятельности.

справка

Первый театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу. Он просуществовал с 1672 по 1676 год. Идею подал боярин Артамон Матвеев, человек образованный, принимавший западную культуру. Актёрская труппа состояла из 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирали в разных увеселительных заведениях, конечно, пойти в актёры таланты пришлось уговаривать. Первую пьесу сочинили на библейский сюжет. Зрители встретили её с восторгом. На премьере присутствовал царь. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи.

Родоначальницей императорских театров России признана императрица Елизавета Петровна. Высочайшим указом решено было определить помещение в Санкт-Петербурге для первого русского театра, который разместился в Головкинском доме (ныне на этом месте — здание Академии художеств). В 1752 году в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Фёдором Волковым. Весь штат императорских театров утверждался высочайше и также определялось жалованье от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная дирекция.

В состав первой русской драматической труппы в Петербурге входили «придворные певчие, спадшие с голосу», — Григорий Емельянов, Павел Иванов, Козьма Лукьянов, Фёдор Максимов, Евстафий Григорьев. Было здесь и пять женщин — актрис, одна из них танцовщица. В Москве при Московском университете тоже была создана своя труппа. Вольный университетский театр возглавил Херасков. Представления давались для царствующих особ, а также для их окружения — придворной и дворянской публики.

Марина Суранова 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 948