Три условия конкуренции: законодательство, правила игры, менталитет
Пульс регионов
В то время как многие горячие головы спорят о скорой кончине российского АПК, не способного выдержать конкуренцию ВТО, председатель Ассоциации мясной и перерабатывающей промышленности Самарской области (АМПП) и одновременно руководитель крупнейшего продовольственного холдинга Группа компаний «Фабрика Качества» Олег Кузичкин своим примером показывает: в России, даже не в столице, возможно производить продукцию мирового уровня качества и строить цивилизованный бизнес. Главное, по мнению Олега Кузичкина, это среда и условия для развития бизнеса. Потому АМПП инициирует законопроекты и выстраивает диалог с властью. О том, как обеспечить население качественными и доступными продуктами питания, за счёт чего развивать профессиональное образование и почему производители должны объединяться в союзы, Олег Кузичкин рассказал корреспонденту «Парламентской газеты».
- Олег Гарибальдиевич, «Фабрика Качества» не в первый раз представляет Самарскую область на форуме «Зелёная неделя» в Берлине. И каждый раз привозит по комплекту медалей. Участвуете ради наград?
- В этом году для нашего региона мы завоевали 21 медаль, в том числе 16 золотых. Хотя главное — общение, контакты, связи, которые там устанавливаются, опыт и технологии, которые можно перенять у ведущих мировых компаний. В прошлом году мы подписали ряд соглашений. В результате уже сейчас на наших заводах лучшее немецкое и австрийское оборудование. В этом году мы вместе с Виктором Альтерготом (министр сельского хозяйства Самарской области. — Прим. ред.) также провели серию переговоров с иностранными коллегами. Уверен, в обозримом будущем можно будет говорить о новых контрактах.
- Сегодня продукция «Фабрики» занимает около 80 процентов продуктового рынка региона. В холдинге десятки предприятий, которые требуют постоянного внимания с вашей стороны. Зачем вы занялись ещё и профильной Ассоциацией?
- Действительно, руководство бизнесом в перерабатывающей отрасли требует, чтобы в сутках было минимум 25 часов. Но эту задачу мы решили, привлекая лучших управленцев со всей страны. Что касается Ассоциации мясной и перерабатывающей промышленности, то тут три причины.
Главное для любого бизнеса — условия: законодательство, правила игры на конкретной территории, инвестиции, менталитет, традиции ведения дел и тому подобное. Этим надо заниматься! И не только потому, что это правильно и благородно. А потому, что это выгодно для бизнеса, для сотрудников, для Самарской области. Это не пафос, а выгода.
Когда правительство Самарской области предложило создать профессиональную Ассоциацию, объединив производителей сырья и перерабатывающие предприятия, я взялся за это, потому что увидел реальную заинтересованность власти в диалоге и совместном решении проблем.
А ещё созидание намного интереснее потребления. Я бы мог купить себе особняк на берегу океана и жить себе в удовольствие, но так жить мне скучно. Мне нравится движение, созидание, развитие. В общем, Ассоциация — это ещё и личный проект. Важно, что много удаётся делать в плане законотворчества, совместной с минсельхозом выработки решений о поддержке отрасли.
- Обсуждение законопроекта «О продовольственной безопасности Самарской области», одним из инициаторов которого вы были, сегодня вступает в завершающую стадию. От кого и как нам надо защищаться, ведь с дефицитом продуктов в стране давно покончено?
- У нас есть доктрина продовольственной безопасности, принятая Правительством РФ. Субъектам даны полномочия регулировать правовые вопросы, связанные с региональным аспектом данной проблемы. И это очень важно. Областной закон о продовольственной безопасности будет не только стимулировать конкурентоспособность местных производителей, но и позволит лучшим из них участвовать в формировании продовольственного запаса области. Он создаст базу для развития агросектора и перерабатывающей промышленности в регионе. Мы обсуждали проект с членами АМПП и пришли к выводу, что региону нужна собственная доктрина, декларирующая принципы политики государства на уровне субъекта и контрольные точки оценки.
Уверен, продовольственная безопасность — это не только «состояние экономики и физическая и экономическая доступность продовольствия», как это сказано в аналогичном законе, например, Костромской области. Это ещё и состояние региональных производителей продуктов, их конкурентоспособность в условиях ВТО и обеспеченность местным сырьём. Это продовольственная независимость!
- Николай Меркушкин заявил, что в течение пяти лет Самарская область сможет полностью обеспечить себя собственными продуктами питания. Он ставит «Фабрику Качества» в пример другим как успешное, развивающееся производство. Реально ли выйти на самообеспечение и готовы ли предприятия региона к ВТО?
- Самообеспечение продуктами — вполне решаемая задача. Но важно, чтобы продукты были не просто местными, но и качественными, экологически чистыми. Тогда и угроза ВТО не будет так остра. Например, ГМО, которые все боятся, но в чём польза, а в чём вред — мало кто понимает. В сентябре 2013 года вышло постановление Правительства РФ о госрегистрации генно-инженерно-модифицированных организмов. Фактически ГМО в нашей стране дан зелёный свет. Правильно ли использовать ГМО? На этот вопрос у меня нет единственно правильного ответа. Но надо понимать, что это неизбежность. Россия либо будет использовать эти технологии, либо наш агросектор станет абсолютно неконкурентным и разорится. К сожалению, это факт. В связи с этим мы готовим материалы к законопроекту о маркировке продуктов с использованием ГМО и ГМП. Потребители имеют право знать, что они покупают.
Другая нормотворческая инициатива АМПП — проект закона «О развитии экологического сельского хозяйства». Это другая сторона медали ГМО. Продукты, которые будут производиться через 10-15 лет полностью без использования модифицированного сырья, станут реже и дороже тех, что ГМО используют. Поэтому стимулировать производство именно чистых, гарантированно безопасных товаров необходимо. Это может стать серьёзным преимуществом отечественных производителей. Упускать возможности — неправильно!
- Ещё одна ваша инициатива касается возрождения профессионального образования. Вы намерены вернуть советские профтехучилища?
- Главные проблемы, которые стоят перед отраслью, общеизвестны: недостаток инвестиций, проблема со сбытом сельхозпродукции, устаревшие технологии и кадровый голод. Причём кадры на первом месте! Но после закрытия в Тольятти единственного пищевого института в Самарской области, как и в других российских регионах, остро встал вопрос нехватки квалифицированных кадров для компаний-пищевиков. Именно поэтому мы запускаем свой образовательный проект, который реализуем совместно с Самарской государственной сельскохозяйственной академией (СГСХА). Он должен удовлетворить не только наши кадровые запросы, но и заполнить бреши на региональном рынке труда.
Нашу инициативу поддерживает и самарский губернатор, который неоднократно подчёркивал, что задача власти — совместно с предприятиями области заново отстроить цепочку, ведущую человека со школьной скамьи через систему профессионального образования — в цеха предприятия, гарантируя им высокооплачиваемую работу на современных производствах. И мы такую работу уже начали, притом не привлекая к проекту сторонних инвесторов.
Для работы в новых условиях нам нужны молодые квалифицированные специалисты своего дела. Поэтому сотрудничество с сельхозакадемией носит стратегический характер. Студенты проходят на предприятиях «Фабрики» практику и трудоустраиваются. Сам вижу, как молодые специалисты убеждаются, что в России есть передовое производство, и влюбляются в свою профессию. Это важно.
В этом году на базе реконструируемого комбината общественного питания в Тольятти открываем специализированный учебный центр по подготовке и повышению квалификации специалистов пищевой отрасли. Очевидно, что производственную практику на современных предприятиях нужно включить во все образовательные программы. Это тоже уровень нашей конкуренции в ВТО.
- Какие меры, на ваш взгляд, для построения конкурентного производства в условиях ВТО необходимо предпринять ещё?
- Я не открою Америку, если скажу, что прямое финансирование расслабляет. Например, фермер, у которого государство всегда задорого покупает не очень качественную свинину, не будет менять производство. Надо перестать давать деньги за плохой товар! Средства надо выделять только на развитие технологий, внедрение контроля качества, на поддержку внятных проектов.
Нужно ставить вопрос о льготном кредитовании отраслей сельского хозяйства и переработки. Возможно, потребуются некоторые налоговые амнистии для малого и среднего бизнеса в АПК.
Важно развивать инфраструктуру на селе, чтобы удобно и комфортно было жить, чтобы молодёжь не рвалась уехать в город на заработки. На эту тему наша Ассоциация также уже подготовила ряд законодательных инициатив.
Для создания конкурентоспособного предприятия в сфере АПК такие вопросы, как организация процесса кооперации между производителем, сетью реализации, закупки и переработки сельхозпродукции разных видов, очень важны. Но в одиночку мелким участникам рынка решить их практически невозможно, а сообща — реально.
У отечественных сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности есть совсем немного времени до 2018 года, чтобы подтянуться до мировых стандартов. После этого мы проснёмся в другой стране, мы уже полностью войдём в ВТО. До этого срока необходимо провести модернизацию и подготовить экономику сельского хозяйства, поскольку существующая поддержка отечественного производителя будет заменена международными стандартами. К слову, большинство членов Ассоциации мясной и перерабатывающей промышленности Самарской области полностью готовы к работе в условиях ВТО, поскольку начали эту подготовку заранее.