Решётка наркотикам не преграда
Гость редакции
Почему ФСКН России хочет не только карать, но и реабилитировать
В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации 19 февраля планируется выступление директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Иванова. Накануне встречи с сенаторами главный наркополицейский страны пообщался с журналистами «Парламентской газеты». Одной из главных тем обсуждения стали проблемы развития программ реабилитации и ресоциализации наркозависимых в России.
- Виктор Петрович, каковы пожелания федеральной службы к законам, которые регулируют сферу вашей деятельности?
- Прежде всего скажу, что и с Советом Федерации, и с Государственной Думой у нас сложились самые тесные отношения. Подводя итоги минувшего года, хотел бы подчеркнуть, что ФСКН России инициировала и провела через парламент большое количество законов. Внесены изменения в Уголовный кодекс, которые предусматривают отсрочку исполнения наказания для наркозависимых за незначительные преступления, при условии прохождения реабилитации. Ряд аналогичных поправок приняты в Административный кодекс: теперь судья, рассматривая административное дело, может обязать наркомана пройти программу освобождения от наркозависимости.
Однако главный вопрос в другом: как обеспечить освобождение от наркозависимости? Пути решения указаны в Стратегии государственной антинаркотической политики, нами разработана государственная межведомственная программа — целый комплекс мер по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
- Возможно, здесь нужна поддержка палаты регионов?
- Конечно, нам она необходима! Мы не раз обсуждали этот вопрос в Совете Федерации. Сейчас пришло время действовать, ведь, по сути, наркоугроза — это проблема государственной безопасности: высокая смертность, вырождение генофонда, криминализация молодёжной среды. Несколько миллиардов, затраченные на реализацию программы реабилитации, помогут привести в действие мощные силы, которые есть в регионах. Сегодня власть вообще не финансирует никакие программы, направленные на освобождение наркопотребителя от зависимости. Некоторые полагают, что проблемы может решить наркологическая служба Минздрава, но это является принципиальным заблуждением. За минувший год наркологи по всей стране оказали услуги около 600 тысячам зависимых. Но снятие абстинентного синдрома не означает возвращение к нормальной жизни.
- Вам не кажется, что в обществе ожидают от власти более жёстких действий по борьбе с этим злом?
- Полицейские меры и так достаточно жёсткие. Арифметика такова. Ежегодно мы отправляем за решётку 110 тысяч наркопреступников, 150 тысяч наказываем в административном порядке. Это уже 260 тысяч. Ещё 140 тысяч уже отбывают срок по наркостатьям, 100 тысяч отбывают наказание в виде условного лишения свободы. То есть полмиллиона наказанных в стране!
Полицейская составляющая работает, но второй императив, определённый в Стратегии государственной антинаркотической политики (и это не значит, что он второй по значимости, я бы его поставил на первое место), — это работа по сокращению спроса на наркотики. Спрос определяется прямо пропорционально количеством наркопотребителей. Восемь миллионов наркозависимых живут среди нас. Они общаются со сверстниками, отдыхают в ночных клубах. Именно наркоманы создают криминогенную среду. Среди этих восьми миллионов полтора миллиона употребляют опиаты — вид наркотиков, который получается из мака, это и сам опиум, и героин, кодеин и другие. Опиатные наркотики самые опасные в мире, потому что, когда наркопотребитель лишается наркотиков, у него возникает ломка, жесточайшая боль. Люди, которые даже один раз употребили, — уже зависимые. С утра укололся, через тридцать минут — эйфория, она достигает максимума через два часа, потом быстро спадает и перерастает в боль. Суть жизни наркомана — добыть дозу. В сутки их нужно две, каждая стоит примерно 50 долларов. Так что каждые двадцать четыре часа необходимы 100 долларов. В месяц — 3000 долларов. Откуда у наркомана такие деньги? Добыть их можно только преступным путём. Полтора миллиона человек потребляют в сутки три миллиона доз. Если считать за год, получается цифра порядка одного миллиарда доз. Миллиард доз — это миллиард фактов сбыта, это миллиард преступлений. Такое количество расследовать невозможно. Ни одна страна не может этого. Именно поэтому нам нужны действенные программы реабилитации и ресоциализации.
- Многие считают, что в нынешнем году, когда из Афганистана выйдет военный контингент НАТО, наркопоток по «северному маршруту» возрастёт. Как противодействовать этому?
- В последние годы мы значительно расширили международное сотрудничество. Например, только за минувший год мы провели в Афганистане три крупные операции: в мае, июне и октябре, уничтожили свыше десятка лабораторий, ликвидировали наркотики, которые были приготовлены для отправки в Россию — около 20 тонн. К сожалению, эта проблема стала геополитической, именно поэтому мы планируем обсудить её в рамках саммита «Группы восьми», где Россия в этом году председательствует. Также предусмотрен цикл масштабных мероприятий по антинаркотическому треку, которые утверждены Президентом России. 25 февраля в Москве состоится большая встреча экспертов по антинаркотической теме, на неё приедут сотрудники полицейских структур из разных стран мира. 25 марта у нас состоится следующая встреча, на которой эксперты рассмотрят проблему борьбы с наркотиками через призму альтернативного экономического развития стран производства наркотиков. А 24 апреля будет обсуждаться вопрос декриминализации молодёжной среды через сокращение спроса на наркотики.
За минувший год посевы опиумного мака в Афганистане достигли исторического максимума — 209 тысяч гектаров. Проблема ликвидации наркопроизводства в этой стране лежит через инфраструктурное развитие Афганистана, через создание там рабочих мест, тогда наркоэкономика будет вытесняться. Одних полицейских операций недостаточно!
досье
Иванов Виктор Петрович
Родился 12 мая 1950 года в городе Новгороде. С 1977 года — в органах государственной безопасности, где прошёл путь от оперуполномоченного районного отдела Управления КГБ СССР по Ленинградской области до заместителя директора ФСБ России. С 2000 по 2004 год работал заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации. С 2004-го по май 2008 года — помощник Президента Российской Федерации. 15 мая 2008 года назначен Директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Удостоен государственных наград, в том числе орденов «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени, «За военные заслуги» и Почёта. Доктор юридических наук.