Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Куда уходит ёжик

Год культуры

13.02.2014 17:41

Советские мультфильмы стали жертвами правового тумана

Поправки к закону об авторских правах Госдума, возможно, примет уже весной. Они связаны с защитой от пиратства всех видов интеллектуальной деятельности.

Мы привыкли бесплатно скачивать фильмы, музыкальные композиции, легко, без разрешения размещаем чужие фотографии, нарушая права авторов. «У нас в Российской Федерации принято ни за что не платить! В стране давно уже сложился культ бесплатного потребления», — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. Должно возобладать чувство справедливости, а иначе воровство в России по-прежнему будет цвести буйным цветом на всех уровнях.

Один из самых резонансных случаев нарушения авторских прав произошёл в сфере мультипликации. Наших авторов просто ограбили. Кто только за границей не эксплуатировал образы Чебурашки, Гены, Волка из «Ну, погоди!» Их знают и любят, вот только платить за использование, например в рекламных целях, никто и не думал. С нами не считаются — всё потому, что порядок у себя дома мы пока не навели, а это значит, что и защита чужих прав не гарантирована. И если с новыми шедеврами более или менее разъяснилось: используешь — плати, то права на героев советских времён уплыли далеко и безвозвратно.

Юрий Норштейн, режиссёр-мультипликатор, автор фильма «Ёжик в тумане», рассказал корреспонденту «Парламентской газеты», что до сих пор получает за своего героя какие-то копейки. Основные деньги уходят неизвестно куда.

В 1989 году было создано арендное предприятие «Союзмультфильм». Там сменялись директора, и кое-кто из них воспользовался выгодой времён нестабильности: права на лучшие советские анимационные картины были проданы за рубеж. Появился договор с американской компанией, которая восстановила все фильмы в цифровом формате и тут же заявила о своих правах на обновлённые шедевры. Высший арбитражный суд признал сделки незаконными, но когда за исполнением обратились к американскому правосудию, оно заняло принципиальную позицию: всё, что идёт во вред предпринимателям США и постановляется российскими судами, не является для них авторитетным. Американский суд в восстановлении справедливости тогда просто отказал. В 2001 году придумали новую схему: появилась структура — Объединённая государственная коллекция (ОГК), которая получила возможность распоряжаться всеми правами на мультфильмы СССР. И… тоже занялась выгодной международной ­торговлей.

Каждый из мультипликационных образов — яркий персонаж, который охотно используют в рекламе. Мерчандайзинг (искусство продавать) приносит баснословные барыши. Деньги через многоступенчатые договоры надёжно схоронили в офшорах, на Кипре, в Вирджинии. Что же до авторов, то им снова достались крошки с барского стола.

Так в чём же выход? Владимир Энтин, директор фонда защиты интеллектуальной собственности, уверен: авторы начнут получать свои деньги, когда ими будут подписаны договоры напрямую с теми, кто использует их интеллектуальную собственность. И каждый случай следует рассматривать отдельно. А иностранцы начнут относиться к нам серьёзно лишь в том случае, если будет действовать принцип взаимности. Права наших правообладателей за границей будут уважать так же, как и их интеллектуальную собственность, будут чтить и нас. Без закона об авторских правах в этом случае уж точно не обойтись.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1647