Куда уходит ёжик
Год культуры
Советские мультфильмы стали жертвами правового тумана
Поправки к закону об авторских правах Госдума, возможно, примет уже весной. Они связаны с защитой от пиратства всех видов интеллектуальной деятельности.
Мы привыкли бесплатно скачивать фильмы, музыкальные композиции, легко, без разрешения размещаем чужие фотографии, нарушая права авторов. «У нас в Российской Федерации принято ни за что не платить! В стране давно уже сложился культ бесплатного потребления», — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. Должно возобладать чувство справедливости, а иначе воровство в России по-прежнему будет цвести буйным цветом на всех уровнях.
Один из самых резонансных случаев нарушения авторских прав произошёл в сфере мультипликации. Наших авторов просто ограбили. Кто только за границей не эксплуатировал образы Чебурашки, Гены, Волка из «Ну, погоди!» Их знают и любят, вот только платить за использование, например в рекламных целях, никто и не думал. С нами не считаются — всё потому, что порядок у себя дома мы пока не навели, а это значит, что и защита чужих прав не гарантирована. И если с новыми шедеврами более или менее разъяснилось: используешь — плати, то права на героев советских времён уплыли далеко и безвозвратно.
Юрий Норштейн, режиссёр-мультипликатор, автор фильма «Ёжик в тумане», рассказал корреспонденту «Парламентской газеты», что до сих пор получает за своего героя какие-то копейки. Основные деньги уходят неизвестно куда.
В 1989 году было создано арендное предприятие «Союзмультфильм». Там сменялись директора, и кое-кто из них воспользовался выгодой времён нестабильности: права на лучшие советские анимационные картины были проданы за рубеж. Появился договор с американской компанией, которая восстановила все фильмы в цифровом формате и тут же заявила о своих правах на обновлённые шедевры. Высший арбитражный суд признал сделки незаконными, но когда за исполнением обратились к американскому правосудию, оно заняло принципиальную позицию: всё, что идёт во вред предпринимателям США и постановляется российскими судами, не является для них авторитетным. Американский суд в восстановлении справедливости тогда просто отказал. В 2001 году придумали новую схему: появилась структура — Объединённая государственная коллекция (ОГК), которая получила возможность распоряжаться всеми правами на мультфильмы СССР. И… тоже занялась выгодной международной торговлей.
Каждый из мультипликационных образов — яркий персонаж, который охотно используют в рекламе. Мерчандайзинг (искусство продавать) приносит баснословные барыши. Деньги через многоступенчатые договоры надёжно схоронили в офшорах, на Кипре, в Вирджинии. Что же до авторов, то им снова достались крошки с барского стола.
Так в чём же выход? Владимир Энтин, директор фонда защиты интеллектуальной собственности, уверен: авторы начнут получать свои деньги, когда ими будут подписаны договоры напрямую с теми, кто использует их интеллектуальную собственность. И каждый случай следует рассматривать отдельно. А иностранцы начнут относиться к нам серьёзно лишь в том случае, если будет действовать принцип взаимности. Права наших правообладателей за границей будут уважать так же, как и их интеллектуальную собственность, будут чтить и нас. Без закона об авторских правах в этом случае уж точно не обойтись.