Вторая жизнь? Её не будет
Трагедия
Преступление, совершенное подростком в московской школе, стало самым резонансным событием наступившего года
До 3 февраля в новейшей истории России ещё не было такого, чтобы школьник, ворвавшись в класс, расстрелял своего учителя. Многие полагают, что истоки трагедии стоит искать в том числе и в повальном увлечении современных подростков жестокими компьютерными играми. Эксперты, пришедшие на круглый стол в «Парламентскую газету», предложили взглянуть на эту проблему с другой стороны.
«Всё свободное время Сергей проводил дома, - рассказал нашим корреспондентам его одноклассник, - играл в компьютерные игры-стрелялки. Думаю, поступая таким образом, Сергей решил вывести игру в реальность».
«Для человека со здоровой психикой, которому компьютерные игры подходят по возрасту, подобное времяпрепровождение вреда не принесёт, другое дело - подростки с нестабильной ещё нервной системой, - говорит заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов. - Сегодня возрастные ограничения на подобную продукцию ставят, что называется, наугад».
Впрочем, психологи уверяют, чрезмерное погружение в ужасы виртуального мира - далеко не самая важная причина школьных трагедий. «К неадекватным выплескам эмоций может привести чрезмерно жёсткое давление на ребёнка со стороны родителей и учителей. Ещё один «фактор риска - проблемы, возникающие у детей в общении со сверстниками», - заметила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. По данным эксперта, с «пограничными нарушениями психики» в школу приходят около 20 процентов первоклашек. Во второй класс с такими тревожными симптомами переходят 40 процентов детей.
Преподавателям и родителям пора начать тщательней следить на эмоциональным состоянием детей, призвал психиатр Московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков. Вот только проблема здесь в том, что большинство педагогов такие симптомы тревоги элементарно не умеют распознавать - изучению психологических дисциплин в педвузах уделяют незаслуженно мало внимания.
Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко призвал скорректировать саму школьную программу: «Сейчас она предлагает обогащение детей такими знаниями, которые им никогда в жизни не пригодятся. А вот важнейших навыков - стрессоустойчивости, защиты от манипулирования, восстановления эмоциональной стабильности ученикам там не дают».
первая реакция
Проблема — в воспитании
Члены Совета Федерации дали свои оценки произошедшей трагедии и предложили способы предотвращения подобных ситуаций.«Как это ни печально звучит, но произошедшее - это в первую очередь проблема воспитательная, а не законодательная», - считает сенатор Константин Добрынин. По его словам, следует пересматривать не законы, а правоприменительную практику, касающуюся хранения оружия. Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин рекомендовал приравнять «хранение, незаконный оборот и халатное обращение с оружием» по степени тяжести к преступлениям, связанным с наркотиками, вплоть до пожизненного заключения. Глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский отметил, что необходимо рассмотреть вопрос об усилении охраны школ. «С другой стороны, нужно внимательнее относиться к внутреннему миру наших подростков», - подчеркнул сенатор. А вот Сергей Шатиров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, считает что причину проявления такой жестокости у подростков надо искать в медиасреде. «Она заполнена сценами насилия, бесконечных разбоев и разборок, пошлостью, развратом», - указал сенатор. По его словам, «надо перестать прикрываться ложными, а зачастую спекулятивными протестами против цензуры и вводить её на законодательном уровне».
Забор, пропуск и подготовленный охранник
О том, как обезопасить школы от чудовищных инцидентов вроде того, что произошёл в Москве, «Парламентской газете» рассказал член Общественной палаты, председатель президиума общественной организации «Офицеры России», зампред Общественного совета при Главном управлении МВД по городу Москве Антон Цветков:- К сожалению, полностью исключить случаи, подобные произошедшему в московской школе №263, наверное, невозможно. Время у нас сейчас такое. Но нельзя не признать: уровень безопасности в российских учебных заведениях недостаточен, этот вопрос стоит очень остро. И здесь, на мой взгляд, есть над чем работать.
Прежде всего меры по защите детей должны быть комплексными. Одна только рамка на входе в школу не спасёт. Представьте: утро, поток учащихся, как результат - столпотворение и давка. Но посторонних можно и нужно досматривать через металлодетекторы. Необходимо также, чтобы учебное заведение было огорожено по периметру забором и вход в школы был исключительно по электронным карточкам. Это дополнительная возможность преградить злоумышленнику дорогу к детям.
Ну и конечно же одна из основных проблем заключается в том, что охранные агентства, которые сейчас выигрывают конкурсы по охране школ, сознательно занижают цены на свои услуги с тем, чтобы выиграть в тендере, ведь кто даст цену ниже, тот и получит заказ. Это, в свою очередь, приводит к тому, что набирают охранников менее обученных, платят им ниже рыночной стоимости. Меж тем на охране экономить нельзя. Должны быть и технические средства безопасности: экономить на охране нельзя.
Также никто не проверяет этот контингент на наркотики, на причастность к преступлениям, склонность к педофилии и так далее.
Есть и ещё немаловажный момент: и учителей, и школьников необходимо подготавливать к различным инцидентам: пожарам, террористическим актам, угрозам взрыва, захвату заложников, появлению в школе вооружённого неадекватного человека и так далее. По моим данным, с учениками 263-й школы всё же проводились занятия, как поступать в критических ситуациях. Но вот насколько качественно их проводили, носили ли они действительно прикладной, а не теоретический характер, никто пока не знает. Неплохо было бы на безвозмездной основе распространить среди учащихся некую универсальную инструкцию-памятку, в которой доступным языком разъяснялось бы, как действовать в случае опасности для жизни.
досье
На какие симптомы в поведении подростка необходимо обратить особое внимание:1.Чрезмерная замкнутость. Если ребёнок не может или не хочет общаться со сверстниками, то очень скоро сверстники не захотят общаться с ним. У него появится уверенность во враждебности окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2.Проявление жестокости по отношению к животным: например, способность замучить котёнка или щенка, а после с упоением рассказывать об этом одноклассникам.
3.Чрезмерное внимание к сценам смерти, убийств, физических мучений героев в литературных произведениях или кинематографе.
4.Регулярные всплески немотивированной и истеричной агрессии, особенно с рукоприкладством.
5.Резкие и беспричинные перепады настроения: от истеричной весёлости до слёз и депрессии.
Оружейные правила станут жёстче
После трагедии, произошедшей в столичной школе №263, в очередной раз встал вопрос об изменении требований к хранению оружия. Депутаты Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции на экстренном заседании обсудили законопроект, ужесточающий правила владения оружием.
Председатель комитета Ирина Яровая напомнила, что в первом чтении проект был принят в мае прошлого года. Говоря о его сути, она отметила, что предлагается запретить ношение оружия гражданам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
«За нарушение этого запрета может быть установлен штраф от 2 до 5 тысяч рублей для граждан и от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, либо лишение права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до года и от одного года до двух лет соответственно», - пояснила Ирина Яровая.
В свою очередь, зампред комитета Александр Хинштейн отметил, что законопроектом предлагается ввести запрет на ношение травматического оружия в медицинских, общеобразовательных учреждениях, а также в местах реализации алкогольной продукции и в местах досуга. Также предлагается повысить возраст, по достижении которого можно приобретать оружие, - с 18 лет до 21 года.
Как заявила Ирина Яровая, на следующей неделе состоится заседание комитета, на котором будет обсуждаться данный законопроект с учётом поступивших поправок.
«У нас с вами находится на рассмотрении ко второму чтению наш законопроект, авторами которого являются многие коллеги - члены нашего комитета, - сказала она. - С учётом того, что информация имеет свойство жить очень не долго, очень многие уже забыли о том, что такая инициатива разработана и готовилась не в связи с какими трагическими событиями, а в рамках осмысленного анализа действующего законодательства и достаточности мер, защищающих безопасность, жизнь и здоровье граждан».
На заседании была поднята и тема участившихся случаев нападения на пенсионеров в момент получения пенсий при выходе из отделений некоторых банков. Инициатором обсуждения стал член комитета Дмитрий Горовцов.
«Либо одна из причин происходящего - возможна утечка информации из социальных служб и тех же отделений… Но, возможно, это какая-то недоработка правоприменителей. Но проблема сейчас обозначилась», - отметил депутат.
«Мы направим сейчас информацию в МВД с просьбой наших коллег проанализировать ситуацию, насколько она действительно злободневная и каково количество происшествий, каковы последствия, - подчеркнула Ирина Яровая. - И с участием наших коллег обсудим на нашей площадке. Такой запрос я подготовлю».
в регионах
Ростов-на-Дону
На следующий день после трагедии в московской школе региональные корреспонденты «Парламентской газеты» совершили «обход» учебных заведений.
В школу можно пронести всё что угодно
Пропускной режим в различных учебных заведениях - самый разнокалиберный. Самый строгий - в ведомственных.Например, в Ростовском-на-Дону колледже водного транспорта. Здесь на входе - турникет, за ним - бдительный охранник. Чтобы пройти учащимся и преподавателям, нужна карточка с чипом. Если кто со стороны - должен выписать пропуск, предъявив паспорт и объяснив суть своего визита. А вот в общеобразовательных школах, даже лучших, всё намного либеральнее. Для того чтобы школьные вахтёры могли вызвать милицейскую подмогу, существуют кнопки экстренного вызова. Пока ими оборудовано по Донскому региону 65 процентов школ и 77,4 процента учреждений дополнительного образования детей. Маловато, но в последние годы в этом деле обозначилась нарастающая динамика - благодаря поддержке из областного бюджета.
- Всё зависит от уровня финансирования, - говорит председатель областного комитета профсоюза работников народного образования и науки Игорь Лалетин. - Посмотрите бюджет любой школы - нигде не найдёте статьи «охрана». Решают эту проблему чаще всего за счёт спонсоров.
В то же время Игорь Лалетин выступает против того, чтобы школы излишне «ощетинивались». Да родители первыми начнут возмущаться - это что, школа или зона? Нельзя в этом вопросе переходить некую грань, сводя всё к тотальной слежке. В то же время о многом говорит и «московский звоночек»: в системе образования да и в обществе в целом назрели перемены мировоззренческого плана. Пора очнуться и вспомнить о необходимости воспитания детей, и прежде всего - в семье. Нужно вновь создавать у них некий ореол уважения вокруг учителя. Чтобы никто не посмел его и пальцем тронуть - равно как отца, мать, сестру.
Санкт-Петербург
Не свести бы дело только ктревожной кнопкеСтрельба в московской школе никак не отразилась на работе петербургских учебных заведений. Там всё по-прежнему. Охрана нацелена только на то, чтобы не пускать посторонних. И то если она есть, ведь во многих школах, как и в советское время, дежурят вахтёры.
- Я всех детей и родителей в лицо знаю, а посторонних сразу вижу, спрашиваю, по какому делу и к кому пришли, - рассказала улыбчивая страж школы №176 Калининского района.
Про московскую трагедию она наслышана, но никаких указаний от руководства по этому поводу не получала. Да и плохо себе представляет, куда ей ещё усиливать бдительность.
- Может, теперь хотя бы тревожную кнопку нам поставят? - задумалась она. - А то, если что случится, по телефону можно и не дозвониться. Хотя у меня тут и телефона нет, только свой мобильный. А так нажал - и через минуту приедут.
В сумки к детям вахтёр не заглядывает, даже если они большие. Не от лени - не имеет права.
В школах, где родители или муниципальные образования раскошелились на охрану, всё выглядит также. Разве что вход охраняют люди в чёрной форме.
- У моей внучки в 119-й школе стоит охрана, а толку? - пожала плечами вахтёр 176-й школы. - У них стойкой закуток в вестибюле отгорожен. Если кто-то что-то пронести захочет, что они сделают? Да и в Москве, вон, охрана была, но это не помогло.
В гимназии №631 Приморского района в холле полным ходом идёт установка турникетов.
- Это не потому, что в Москве стреляли, это планово, давно уже эти турникеты ставят, никак поставить не могут, - рассказали педагоги.
У входа там тоже сидит вахтёр. Плюс камера видеонаблюдения в помощь.
- О рамках металлоискателя думали?
- Даже мысли такой не было, - удивились учителя. - Вы как себе это представляете? Вон и так что творится!
Действительно, не меньше сотни детей в это время быстренько скидывали в вестибюле куртки и шапки, переобувались и устремлялись вверх по лестнице, к классам.
- Если каждого через рамку проводить, тут такое столпотворение будет! - вздохнули педагоги. - А сколько это времени займёт? Детям что, за час до уроков в школу являться прикажете?
- Ну а если кому-то из учеников тоже в голову придёт пострелять?
- Тогда и рамка не поможет, - хором покорились судьбе преподаватели.
P.S. На следующий день после происшествия в Москве девятиклассник школы №10 в городе Выборге Ленинградской области на перемене начал стрелять из пневматического оружия. Пуля попала в ногу восьмиклассника.