За экстремизм накажут строже
Неделя Федерального Собрания
В третьем чтении Государственная Дума приняла закон об ужесточении наказаний за экстремизм. Изменения вносятся в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.
«Речь идёт о переквалификации преступлений небольшой тяжести в средние и тяжкие, а также об увеличении штрафных санкций и сроков лишения свободы по этим составам. Расширяются возможности правоохранительных органов использовать при раскрытии подобных преступлений самый широкий арсенал оперативно-разыскных действий» - такие пояснения к законопроекту дал накануне его рассмотрения на пленарном заседании председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.Во время обсуждений депутаты подчёркивали, что преступления, связанные с экстремизмом, относятся к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства и наказание за них должно быть сопоставимо с их общественной опасностью.
Поэтому законопроект предлагает усилить уголовную ответственность за организацию экстремистского сообщества, за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, за возбуждение ненависти или вражды. Станет более суровым наказание за унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам или социальной принадлежности. Организация экстремистского сообщества будет наказываться штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 18 месяцев до 3 лет.
Как отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслав Тимченко, преступления экстремистского характера требуют немедленного и жёсткого реагирования. «Это тем более касается религиозного экстремизма, который особо опасен для общества и государства, - подчеркнул депутат. - Вовремя не остановленный религиозный экстремизм - это уже терроризм. Полагаю, что законопроект адекватен тем реалиям, которые мы имеем как в мире в целом, так и в России».
мнение законодателей
Николай Макаров, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:- Как только резонансные убийства и террористические акты, например гибель десятков и сотен людей, становятся, можно сказать, повседневным явлением, идеи восстановления смертной казни начинают возрождаться. И это касается не только России. В то же время продолжаются поиски альтернативы смертной казни.
Проблема в том, что неожиданно в уголовно-правовом отношении оказались уравненными по оценке тяжести содеянного особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и другие особо тяжкие преступления, на жизнь не посягающие. В соответствии со статьёй 57 Уголовного кодекса пожизненное лишение свободы теперь может быть также назначено за совершение достаточно широкого круга особо тяжких преступлений. Всё это рождает проблему восприятия обществом справедливости правосудия: одно наказание для убийц и тех, кто никого не убивал, для многих выглядит неразумным.
В то же время говорить о возобновлении применения смертной казни бессмысленно. Пока Совет Европы придерживается стандарта на запрет смертной казни, добиваться для России какого-то исключения из этого правила означает наносить себе репутационный ущерб, за которым может последовать политический и экономический.
При этом необходимо обратить внимание на общественные настроения и социально-правовую проблему, порождённую отменой смертной казни и введением в систему уголовных наказаний пожизненного лишения свободы. С 2014 года эта ситуация ещё более осложнится. Ведь до 2013 года, как это следует из данных ФСИН России, лица, осуждённые к пожизненному лишению свободы, условно-досрочно ещё не освобождались. А с нынешнего года начнут подходить сроки на получение такого права.
С нового года перейдёт в практическую плоскость вопрос о том, вводить или нет в уголовное законодательство норму, предусматривающую наказание в виде пожизненного лишения свободы без права на условно-досрочное освобождение (УДО).
Вместе с тем в мире расширяется применение пожизненного лишения свободы без права на условно-досрочное освобождение. Такая мера уголовного наказания применяется, например, в США, Болгарии, Великобритании, Вьетнаме, Нидерландах, Турции, Украине, Швеции, Эстонии.
Введение в перечень уголовных наказаний пожизненного лишения свободы без права на условно-досрочное освобождение является реальным прямым решением дилеммы между гуманизацией уголовного наказания и требованием справедливости к законопослушному населению, которое не желает видеть вновь свободными в своей среде тех, кто безвозвратно вычеркнул из жизни множество людей, поломал навсегда судьбы их родным и близким.
Исключительность как видов уголовного наказания смертной казни и пожизненного лишения свободы без права на УДО в том, что наказуемое лицо навсегда исключается из жизни общества. В этом состоит принципиальное отличие пожизненного лишения свободы без права на УДО от пожизненного лишения свободы с предоставлением такого права.
Введение таких норм в Уголовный кодекс позволит в рамках наших обязательств перед Советом Европы разграничить по общественной опасности особо тяжкие преступления, выражающиеся в посягательстве на жизнь двух и более лиц или неоднократных посягательствах на жизнь, от других особо тяжких преступлений, на жизнь не посягавших.
Одновременно следует решить вопросы, связанные с установлением срока административного надзора за освобождёнными по УДО от уголовного наказания. Нам нужно учесть, что сложилась мировая практика установления контроля за образом жизни лиц, условно-досрочно освобождённых от отбытия пожизненного лишения свободы, на всю оставшуюся жизнь вне зависимости от того, как они себя ведут, пусть даже крайне примерно.