«Сталинград» как национальная идея
Культура
И российский номинант на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
В стране формируется новая государственная идеология. Её предлагают согражданам и с помощью фильмов. Представить свой вариант национальной идеи, основываясь на героической истории страны, - отличная мысль. На такое и государственных денег не жалко. Современный кинематограф пишет новую мифологию. Это основная задача «важнейшего из искусств».
Мощное кино
Фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука с 10 октября появился в российском прокате. Уже после премьеры в Москве на выходе из кинотеатра «Октябрь» зрители разделились на две группы. Одни называли представленное на экране национальным позором, другие - долгожданной удачей российского кинематографа. Министр культуры Владимир Мединский, который видел фильм накануне, оценил работу Бондарчука высоко: «Мощное кино» и предложил выдвинуть фильм на премию «Оскар». Творчество Фёдора Бондарчука часто сравнивают с работами его отца. И ждут подобного. «Они сражались за Родину» Бондарчука-старшего признают одним из лучших фильмов о войне. Говоря же о Фёдоре, критики замечают, «как ни старается, всё-таки не то». Мелькнула надежда на проблески кинематографического таланта у Бондарчука-младшего после «Девятой роты», но быстро угасла - не стал удачным и его фильм «Обитаемый остров» (бюджет 30 миллионов долларов), не получился почти такой же затратный «Обитаемый остров: Схватка». По признанию продюсеров, на «Сталинград» тоже было потрачено 30 миллионов долларов, то есть 600 миллионов рублей, в основном государственных. Фильмы о войне идут во всех кинотеатрах мира, они занимают 15-20 процентов объёма культурного производства, но не половину проката, как у нас. Почему так? За фэнтези и детскую сказку средства нужно возвращать, а за войну - денег отдавать очень часто не надо.Это просто аттракцион
Фильм снят в формате IMAX 3D. Идеологически и финансово картину горячо поддержали власти. В титрах особо поблагодарили лично министра культуры. Десять миллионов рублей предоставил Фонд кино, часть суммы - ВТБ и крупнейшая телевизионная корпорация ВГТРК. Главный аргумент для производства картины - стране просто необходим хороший фильм о войне, который полюбят миллионы. По замыслу создателей, это кино могло стать частью нашего внутреннего культурного кода. «Молодые люди должны иметь чувство собственного достоинства и ощущать себя детьми победителей», - считает продюсер Александр Роднянский. Золотые локоны обнажённой героини, горящие солдаты, картинно бегущие прямо на зрителя, кровавые рукопашные, взрывы снарядов, кишки наружу - весьма затратная картина сталинградского апокалипсиса и сделана под стать голливудским киносказкам. Но для настоящего кино о войне (планку которого определил ещё Сергей Бондарчук) - мелковато. Нет катарсиса и благодарных слёз в конце. Нет ярких образов, живых персонажей, какие были у Шукшина, Никулина, Тихонова в том, старом легендарном фильме «Они сражались за Родину», нет рассказа о настоящей, ненарисованной жизни. Как признался один молодой человек на выходе: «Это просто аттракцион».Автор сценария Илья Тилькин надеется, что после фильма о героях сталинградских сражений узнает весь мир. «Мы ездим в разные страны, сталкиваемся с тем, что приходится объяснять, что такое Сталинградская битва. У фильма ещё и просветительская функция». Продюсер картины Александр Роднянский считает, что фильм интересен главным образом техническими ноу-хау. Он уверен: «3D - эта система разрушения стены между зрителем и фильмом. Появился звук, потом цвет, а теперь объём. Молодёжи картина будет интересна возможностью пережить те сталинградские дни и ночи». На картину Бондарчука-младшего пойдут развлекаться, погружаться в новую компьютерную реальность под названием «Сталинградская битва».
Госпомощь для киношников
Всё больше фильмов снимается за счёт бюджетных средств, но критерии их выделения вызывают вопросы
Многие самые кассовые российские фильмы последних лет финансировались государством. Речь не только о «Сталинграде» - достаточно вспомнить спортивную драму «Легенда №17», мультфильм «Три богатыря на дальних берегах», комедию «Джентльмены, удачи!». Правда, качество последней вызвало массу нареканий у специалистов.
Кому давать, кому не давать
Схема выделения денег на киноленты несложная: сначала сценарный, а затем экспертный советы Минкульта и Фонда кино выбирают достойные, на их взгляд, сценарии. Затем - защита проектов и принятие решения. Суммы могут дать на безвозвратной основе, а могут потребовать вернуть средства в полном объёме или отчислить в казну процент с прибыли. При этом финансируются только национальные фильмы, то есть такие, где большинство авторов - российские граждане, а доля иностранцев в съёмочной группе не превышает 30 процентов. Плюс картина продюсируется российской компанией.Выделением денег занимаются две структуры - Министерство культуры и Фонд кино. Первая сосредоточилась на авторских и фестивальных фильмах, а также некоммерческих, но ценных с точки зрения искусства проектах. Вторая финансирует в основном картины, рассчитанные на массового зрителя. Суммарный бюджет обеих структур около пяти миллиардов рублей.
Фонд кино делит заявки на два типа: поступившие от «лидеров проката» - компаний, собирающих кассу, и прочих. Что и говорить, лидерам, а сегодня это 12 кинокомпаний, проще получить госфинансирование: между ними просто делят поровну львиную долю выделенных на кино средств. В этом году они приступят к съёмке почти трёх десятков лент, среди которых «Ёлки-3», «Иван Царевич и Серый Волк 2», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Цой». Нелидерам намного сложнее: их заявки проходят многоступенчатый отбор, многие этапы которого проводятся заочно, без участия авторов.
На «нет» суда больше нет
Качество работы Минкульта и Фонда кино специалисты оценивают по-разному. Например, на «Ленфильме» вспоминают, что после недавнего возрождения студии, когда она снова наконец начала производить фильмы, министр культуры Владимир Мединский обещал поддержать пять проектов: два за счёт министерских денег, три - за счёт Фонда кино. Минкульт свою часть выполнил: две картины были запущены. А с Фондом вышла неувязка. Он согласился дать средства только на одну ленту - «Контрибуция». При этом на киностудии отмечают, что сценарии ими отбирались придирчиво: специальная комиссия рассмотрела более сорока заявок, чтобы оставить лишь пять, причём разноплановых - это и музыкальные фильмы, и исторические, и детские.- Мы так и не поняли, почему отказали великолепному сценарию Юрия Мамина «Переводчики Джойса», - возмущена вдова режиссёра Алексея Германа-старшего сценарист Светлана Кармалита. - Раньше, при Госкино, сценарий не принимали по какой-то причине, которую объясняли. Мы могли сказать: «Мы подумаем» - и дать другой вариант. Та система была ужасная, она прошлась катком по всем, но там хотя бы с нами разговаривали, нас слышали. Можно было доказывать свою точку зрения. А в Фонде кино с нами никто не говорит! И повторно подавать заявку после переделки нельзя. Причём кто принимал решение - неизвестно, потому что мы говорили с тремя режиссёрами, входящими в сценарный совет, - они даже не читали сценарий Мамина и в обсуждении не участвовали.
Между тем отказ Фонда кино финансировать производство лент фактически ставит крест на проектах: частные инвесторы готовы вкладываться в картины, только если государство даёт первые деньги.