После загса можно и под венец
Социум
Парламентарии и духовенство договорились по вопросу церковного брака
Батюшка закончил субботнюю службу короткой проповедью: «Крещёные люди должны венчаться, а не жить, как скот, невенчанными».
Почти все присутствующие в храме невольно вздрогнули. И есть от чего. Многие россияне запутались в вопросах церковного брака. Разведённые по паспорту остаются супругами в глазах церкви, а живущие в законном браке не торопятся венчаться. Государственная Дума и Русская православная церковь практически одновременно решили внести ясность в семейные отношения.
Расширить участие Русской православной церкви в принятии решений в сфере семьи и брака предлагается в проекте Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года. В документе отмечено, что семья сегодня является «не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, «малой церковью».
- Мы не предлагаем вернуть венчание, как это было до революции, — поясняет председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. — Но почему бы не реанимировать институт церковного брака?
Союзы, заключённые в церкви, были признаны вне закона в декабре 1917 года. Специальным декретом правительства большевиков венчанные браки лишились всякой правовой основы. Церковь была отстранена от вмешательства в семейную жизнь граждан. Вторым декретом было закреплено право на развод без участия представителей духовенства. С тех пор российское законодательство в этом вопросе не менялось.
- Приравнивать церковный союз к браку юридическому в наше время нецелесообразно, — убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова. — Согласно Конституции Россия — светское государство. И брак — юридическое действие, которое заключается в органах регистрации актов гражданского состояния. Давайте не забывать, что только брак, оформленный в загсе, порождает юридические последствия в виде имущественных прав. Большое количество людей после регистрации брака — кто через несколько месяцев, кто через много лет — венчаются в церкви, чтобы подчеркнуть значимость брачных уз. Это совершенно нормальная практика.
Русская православная церковь, в свою очередь, обнародовала проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». В проекте документа говорится о том, что нравственным основанием для заключения церковного брака являются взаимная любовь и обещание верности. Венчание совершается после государственной регистрации брака. Сожительство без заключения брака в установленном законом порядке квалифицируется церковью как блудное. В то же время церковь не допускает лишения причастия православных супругов, живущих в невенчанном браке, а лишь разъясняет им «необходимость благодатной помощи, испрашиваемой при венчании». В проекте документа также обговаривается, что церковь в случае развода не руководствуется законодательством, то есть не признает классическое «не сошлись характером».
- Жёсткие ограничения на развод супругов в церковном браке ещё раз подчёркивают, что венчание — шаг осознанный, к нему приходят люди верующие и внутренне готовые прожить вместе всю жизнь. Для меня церковный брак — это Божья благодать и милость, которые помогают семье сохранять любовь, — сказала член Комитета Государственной Думы по культуре Мария Кожевникова, которая сама, кстати, недавно обвенчалась со своим супругом. — Хотя только от самих людей зависит, какой будет их совместная жизнь.
Мнения
Валерий Рязанский,председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:
«Правильнее оставить пока существующую практику, когда все желающие, заключив брак в отделе загса, могут закрепить свои отношения и церковным ритуалом. Во-первых, не все семьи идут на оформление своих отношений через венчание. Позиция Русской православной церкви в вопросе брака мне представляется в данном случае правильной, взвешенной и обоснованной с точки зрения существующих законодательных реалий. Вопросы юридических формальностей создания и распада семей нужно оставлять в ведении государства. Что касается усиления роли Церкви в сфере семейных отношений, то я разделяю точку зрения Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Так как любые подвижки в укреплении института семьи идут на пользу и семье, и государству».
Всеволод Чаплин,
протоиерей, председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества:
«В большинстве стран Европы церковный союз признаётся государством и религиозные общины имеют право от имени государства фиксировать заключение брака. Нужна ли такая практика в нашей стране? Вопрос неоднозначный. Если ввести такую систему, то религиозные общины столкнутся с чисто бюрократическими формальностями. В приходах от желающих обвенчаться требуют представить свидетельство о регистрации брака государственного образца только потому, что некоторые люди считают венчание ни к чему не обязывающей процедурой. Это не так. Ответственность перед Богом больше, чем перед людьми. Поэтому довольно странно, почему люди, оформив развод в загсе и будучи венчанными, не расторгают брак церковный».
Кстати
Поводы к расторжению православного брака, допустимые Русской православной церковью:отпадение супруга или супруги от православия;
прелюбодеяние и противоестественные пороки;
вступление одной из сторон в новый брак;
монашеский постриг;
неспособность к брачному сожитию;
заболевание проказой, сифилисом, СПИДом. Алкоголизм или наркомания;
длительное безвестное отсутствие;
совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга;
посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
неизлечимая тяжкая душевная болезнь.