Мошенничать станет сложнее
Изменения в биржевом законодательстве одобрены Советом Федерации и отправлены на подпись Президенту
Речь о многострадальном законе 293-СФ «О внесении изменений в Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»…» Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством еще 27 ноября прошлого года. Однако, в профильном комитете по финансовому рынку к документу возникли замечания. В результате в первом чтении он был принят лишь 12 марта, причем рассмотрение переносилось на месяц.
Американская бабушка
После первого чтения началась битва за поправки. А тут создание мегарегулятора на основе Банка России подоспело, так что пришлось 3 июля возвращать законопроект с третьего чтения на второе. Тем не менее, Госдума приняла закон в последний день работы 5 июля, а 10 июля его одобрил Совет Федерации. Пока документ ждет подписи Президента России, самое время понять, что он даст всем нам.
Как шутят биржевики и финансисты, главный инвестор в мире—это американская домохозяйка. И в этом большая доля правды. Основной капитал, обращающийся на мировых биржах, принадлежит совместным фондам (хэдж-фондам). Средний хэдж-фонд—это 1-3 триллиона долларов, а всего их 126. Для сравнения: общая капитализация российского фондового рынка на 1 июля составила 22,8 триллиона рублей, что менее 1 триллиона долларов. Конечно, никто не даст иностранным спекулянтам скупить Россию, но нужно помнить и учитывать, что среднемесячный объем операций взаимных фондов превышает годовой бюджет такой страны, как Хорватия.
Основной капитал взаимных фондов формируется из долгосрочных взносов частных лиц. Это «длинные» деньги, вложенные миллионами простых (и не очень) американцев и европейцев в биржевую игру сроком в несколько десятилетий (долгосрочным считается вклад не на 5 лет, как в России, а на 25 лет). Это позволяет фондам не замечать кризисов, подобных нынешнему. На 100-летнем графике даже «великая депрессия» 1930-х выглядит небольшим спадом.
За более чем век торговли накоплен огромный капитал: средний вклад во взаимный фонд составляет 50-75 тысяч долларов. Держателями ценных бумаг являются до 90 процентов взрослого населения экономически развитых стран. В России до кризиса на бирже играло 1,3 процента экономически активного населения, сейчас играет 1,1 процента. Как видим, сокращение незначительно. В России сформировалось и не растворилось в результате кризиса ядро слоя частных биржевых инвесторов. Более миллиона человек - уже электорально заметная величина.
Не играй и не проиграешь
Почему это число отечественных биржевых игроков не растет? Можно, конечно, посетовать на нашу бедность: по данным Росстата лишь 30% россиян имеют накопления. Но главная причина не в этом. Американец или европеец начинает работать и покупает ценные бумаги, чтобы через несколько десятков лет обеспечить образование детей и получить хорошую прибавку к пенсии. Российский частный инвестор идет на биржу, чтобы…проиграть последнее.
Если начистоту, принятый закон запоздал лет на пятнадцать. Отечественный фондовый рынок страдает тяжелыми болезнями: манипулированием цен и коррупционностью. Таково мнение самих участников рынка.
Анна Кокорева, аналитик компании Альпари пояснила: «Закон принят для повышения прозрачности биржевой торговли и борьбы с манипулированием ценами. Теперь цены будут корректироваться и лучше отражать реальную ситуацию. Сокрытие сделок часто вводило частного инвестора в заблуждении, поскольку ему не были известны реальный спрос и предложение на рынке. Закон во многом нивелирует эффект инсайда».
Андрей Никитюк, председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest с ней солидарен: «Требование закона находятся в русле общей тенденции по ужесточению регулирования, использования современной инфраструктуры и контроля риска. Для профессионального сообщества это дополнительные издержки, для клиента, потенциально, рост качества сервиса и снижение рисков».
Виталий Ледовской, трейдер управления инвестиционных операций АКБ «Ланта-Банк» резок: «Новый закон приведет к увеличению числа проверок со стороны регулирующих органов. Это дополнительные издержки, а бизнесу хотелось бы нести как можно меньше административной нагрузки. В тоже время власти пытаются сделать рынок более открытым. Это позволит обеспечить приток международных и российских частных инвесторов. Некоторые сегменты биржи плохо контролировались со стороны регулятора и зачастую имели коррупционную составляющую и манипулирование рынком».
Закон для людей
А давайте скажем без экивоков: на российском фондовом рынке было не протолкнуться от мошенников. Ребята ушлые; как показал нынешний кризис, они умудряются «химичить» даже на отрегулированном со всех сторон фондовом рынке США. Правда, там их за это сажают в тюрьму на 1500 лет (реальный приговор) без права апелляции. В России же до принятия нового закона их гладили по головке и грозили пальчиком.
Биржевики имели немалые лоббистские возможности. Например, закон и подзаконные акты, запрещающие использование инсайдерской (недоступной другим участникам рынка) информации были приняты, но реальная ответственность за эти нарушения…не устанавливалась. Её должны были вводить постепенно, с 2015 года, чтобы «рынок адаптировался». Вот он и привык…обирать инвесторов.
Отрадно, что политическая воля Правительства оказалась сильнее лоббистов, пытавшихся затормозить законодательный процесс. Новый закон устраняет безобразие и ставит перед мошенниками высокий забор. В виде штрафов: с юридических лиц от 0,5 до 50 миллионов рублей; с должностных лиц компаний—от 5 до 50 тысяч рублей. Ощутимо. Причем штрафы закрывают основные лазейки, используемые для незаконного обогащения.
Но, как известно, наказание сильно не суровостью, а неотвратимостью. Этот принцип будет обеспечивать Банк России (ЦБ), который стал мегарегулятором финансового рынка (пакет соответствующих законов Президент России Владимир Путин подписал 25-26 июля). Центробанк—это сила. Ранее занимавшаяся регулированием Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) просто физически не могла справиться с порученными функциями. Ее глава Дмитрий Панкин откровенно говорил: «Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужно увеличить штат службы на порядок».
ФСФР ликвидирована указом Президента России от 26 июля; ее сотрудники влились в Центробанк. Теперь у регулятора будут необходимые ресурсы. Плюс огромный опыт ЦБ по наведению порядка и созданию эффективной системы контроля.
Новый закон важен не только для частных инвесторов, но и для отечественной экономики в целом. Не секрет, что долгосрочные проекты в России финансирует в основном государство. Но бюджет ведь не резиновый. Вопрос стоит так: или мы будем больных детей спасть, или дороги строить. Неверная постановка! Коммерческие проекты должен осуществлять бизнес, а детей спасать—государство.
Но бизнес даже в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП) неохотно шел в долгосрочные проекты. Потому что в России не было источников «длинных денег», за исключением того же государства либо компаний с госучастием. После вступления в силу нового биржевого закона долгосрочные инвестиции должны появиться. Хотя и не сразу. Процесс займет несколько лет.
Что же до обычного частного вкладчика, то у него, пожалуй, впервые появилась реальная возможность заработать на российской бирже с приемлемым уровнем риска. К тому же, его толкает туда экономическая ситуация. Напомним, что ЦБ получил по закону право регулирования ставок по депозитам (банковским вкладам). А хочет получить и по ставкам кредитов—информация о готовящемся законопроекте была озвучена представителями ЦБ 26 июля. Для частного вкладчика это означает, что по депозитам теперь много не получишь: ЦБ установил потолок. А долгосрочные инвестиции в ценные бумаги всегда выгоднее банковских вкладов.
Тем более, что экономический кризис заканчивается. Впереди новый виток роста, и он уже потихоньку начинается. Граждане России теперь имеют возможность поучаствовать в «празднике жизни». Потому что принят важный и нужный закон, улучшающий жизнь людей.
Депутат Государственной Думы, Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Дмитрий Савельев: «Тот штраф, который запланирован в законе, он, в общем-то, как дробина слону. Ну представьте себе, организации, которые торгуют бензином, нефтетрейдеры или угольные трейдеры, имеют совершенно безумные обороты, а штрафы на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей — это ничто, на юрлиц в размере от 300 до 500 тысяч рублей — этого они абсолютно не заметят! Эти наказания никак не будут их мотивировать, это ничтожные гроши по сравнению с их оборотами и их доходами! Тем не менее, это лучше, чем ничего».
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов: «Закон был внесен Правительством. Его суть заключается в том, что вводится институт обязательной регистрации внебиржевых сделок с биржевым товаром, а также устанавливается ответственность за непредоставление информации или представление искаженной информации. Всё это позволит развивать биржевую торговлю без нарушений».
Председатель Правления Московской Биржи Александр Афанасьев: «Для меня важнее не кто это будет регулировать, а как. В России сильно различается регулирование деятельности банков и небанковских организаций на финансовом рынке. Если практика банковского регулирования с ежедневной отчетностью и соблюдением большого числа нормативов будет распространена на них, это приведет к существенным допрасходам и при недостатке перспективных точек роста поставит многих из них в сложное положение. Мне кажется, недостаточно говорится о функции саморегулируемых организаций (СРО). Они вместе с биржей, определяющей правила торгов и клиринга, должны становиться сорегуляторами рынка. Надо обсуждать эти вещи, а вопрос, куда все это передавать, - не самый первый. Еще есть масса вопросов по манипулированию и инсайду, правилам эмиссий, листингу, где, по нашему мнению, что-то следовало бы ужесточить в соответствии с международной практикой, а многое передать на уровень саморегулирования СРО, профучастников и бирж. Но в любом случае регулирование не должно быть калькой с банков — нужно действовать более тонко и гибко».
Управляющий директор Московской Биржи по фондовому рынку Анна Кузнецова: «Нужно провести работу в части предоставления информации инвесторам. Остались некоторые открытые вопросы в части корпоративного права. Ряд эмитентов пытается покинуть биржу. В прошлом году биржа и сама сократила количество бумаг, обращающихся на бирже, сделав это сознательно. Многие бумаги допускались к торгам либо по инициативе участника торгов, либо по инициативе организатора торгов. Для самого эмитента такая ситуация не всегда комфортна. Стимулов к раскрытию информации, к работе по закону об инсайде у такого эмитента, естественно, нет».
Ещё материалы: Павел Чувиляев