В поисках утраченной конкуренции
Социум
Депутаты обсудили новые принципы соцобслуживания населения
Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Документ выстраивает принципиально новую модель системы соцпомощи в стране.
Ежегодно соцуслуги получают 34 миллиона россиян. При этом очередь в стационарные учреждения - около 20 тысяч человек, 36 тысяч ожидают помощи соцработников дома. «Нынешняя модель организации соцобслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения», - констатирует пояснительная записка к законопроекту.
Исправить ситуацию призваны новые принципы обслуживания. «Среди них - социальное сопровождение, профилактика трудной жизненной ситуации и определение индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Такой подход позволит перейти к оказанию эффективной помощи, нацеленной на решение проблем в каждом конкретном случае», - считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Галина Карелова. Законопроект предусматривает разработку стандарта соцуслуг, в основу которого будут прежде всего положены показатели качества и результативности.
Другое принципиальное новшество документа отметил глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин: законопроект, по его словам, предполагает участие в системе социального обслуживания не только государства, но и организаций частного сектора, социально ориентированных НКО, индивидуальных предпринимателей и благотворителей. Именно это положение законопроекта стало предметом многочисленных дискуссий: не приведут ли аппетиты отечественных бизнесменов к тому, что в ближайшем будущем гражданам придётся за соцуслуги платить, а не получать их бесплатно, как это зафиксировано в Конституции? Не приведут, успокаивают разработчики документа - оплачивать помощь соцработников придётся лишь тем, чей доход выше полутора прожиточных минимумов для конкретного региона (если его финансовые возможности позволяют, он вправе эту «планку» поднять). Все остальные как получали, так и продолжат получать услуги бесплатно.
Участие бизнеса в этом деле пойдёт всем только на пользу, считают эксперты. «Мы давно призывали к тому, чтобы в эту сферу официально допустили частных предпринимателей и некоммерческие организации. В условиях конкуренции качество соцуслуг повысится, у человека появится выбор - к кому обратиться за помощью», - рассуждает член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. По её мнению, законопроект меняет направленность соцобслуживания в сторону «партнёрских отношений между клиентом и поставщиком услуг».
опыт регионов
Москва | Ждём кедровую бочку
«Соляная пещера», инфракрасная кабина, тренажёрный зал, кресла-массажёры для позвоночника, бильярдный стол - таким набором услуг располагает уже несколько лет территориальный Центр социального обслуживания №1 г. Москвы. Теперь здесь собираются купить «кедровую бочку», открыть wellness-центр.На учёте в центре состоят около 21 тысячи одиноких пенсионеров, инвалидов, малоимущих, членов неблагополучных семей, выпускники детдомов в возрасте до 23 лет. И это только те, кто регулярно приходит в центр. А ещё сотрудники выявляют «группу риска».
- Это одинокие пенсионеры, как правило, недавно оставившие работу. Они вполне могут себя обслуживать, и помощь соцработников им пока не особенно нужна. Но мало ли что может случиться? К примеру, сломает человек ногу, не сможет выходить из дома - и позаботиться о нём будет некому. Для того чтобы таких ситуаций избежать, раз в квартал мы одиноких людей обзваниваем, узнаём, как дела, выясняем, не нужна ли им какая-нибудь помощь, - рассказывает директор центра Вера Яковенко.
Есть тут и платные услуги - из тех, что могут предоставить в дополнение к «штатному» набору. К примеру, за 115 рублей работник центра может постричь клиента или почитать ему художественную литературу, за 230 - вымыть окно или приготовить горячий обед.
Вопрос о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, повергает мою собеседницу в раздумье:
- Даже не знаю, что тут можно назвать. На финансирование нам жаловаться грех: власти Москвы на социальную сферу денег не жалеют. Даже с набором кадров проблем уже нет. Лет десять назад к нам часто приходили люди, не сумевшие устроиться в других местах. Теперь приходят специалисты с высшим профильным образованием. Зарплата у сотрудников тоже вполне приличная: в среднем 35 тысяч рублей.
Так что радикальных перемен после принятия нового закона в центре не ждут.
Санкт-Петербург | Два года назад такому закону цены бы не было
- Принципиальные вещи в законе остались, и это хорошо, - замечает директор комплексного Центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Ольга Прокофьева. - Там названы положения, которых раньше не было, многие вещи из разных законов, иногда противоречащих друг другу, объединены в один. Закреплено взаимодействие государственных и негосударственных структур, а ведь совсем недавно никто и подумать не мог, что частный бизнес включится в эту сферу.…В центре обслуживания населения тихо. В коридорах ни души. Где же люди, нуждающиеся в помощи?
- Большинство заявок мы принимаем по телефону и электронной почте, - объясняет Ольга Прокофьева. - Люди приходят к нам не часто, разве что получить какую-нибудь консультацию. Наши сотрудники сами ходят по району, приходят к нашим клиентам домой. А вы думаете, мы только в кабинетах сидим?
Сидеть и правда некогда: в штате 472 сотрудника, а только пожилых клиентов в районе - 42 тысячи. А ведь есть ещё подростки, малообеспеченные семьи, инвалиды, да и просто люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию.
- На профилактику трудной жизненной ситуации, наверное, людей не остаётся? - задаю вопрос. - А ведь будущим законом она предусмотрена.
- Придётся просить увеличивать штаты. Мы и сейчас стараемся это делать, работаем с органами внутренних дел, с поликлиниками, с ТСЖ - они знают, как живёт та или иная семья, какие возникают проблемы. Но этого, конечно, мало.
Саратов | Социальные услуги окажут, но как - не расскажут
Ответ на запрос «Парламентской газеты» на информацию о работе центров социального обслуживания населения в Саратовской области занял аж два дня. А в итоге сообщили по телефону: «Текст не можем предоставить, так как он нам не нравится». Пришлось добывать информацию самим.Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саратова находится практически в центре города. Но по телефонам, указанным на сайте Министерства социального развития области, дозвониться туда не удалось - трубку никто не снимал. В центре социального обслуживания Волжского района нам ответили, что предоставляемую информацию им надо согласовывать с министерством. На некоторые вопросы тем не менее согласились ответить: «В основном мы предоставляем платные услуги, - сказала трубка, - но есть и обязательный перечень бесплатных услуг. С прейскурантом можно ознакомиться на сайте. Это и помощь с доставкой продуктов на дом, услуги сиделки и различные другие виды услуг. Бесплатные услуги предоставляет только «Центр социальной помощи семье и детям» города Саратова».
Звоним туда. Директор Татьяна Жамкова оказалась самой отзывчивой в прямом и переносном смысле слова. Нас моментально связали с ней по телефону.
- Да, мы оказываем именно бесплатные услуги. Это и юридическая помощь, и психологическая. К нам приходят люди, оказавшиеся в кризисной жизненной ситуации, которые могут быть связаны и с потерей жилья, и с насилием в семье, и многое другое.