Неделя Федерального Собрания
Неделя Федерального Собрания
Потребление опередило производство
Министр энергетики рассказал о достижениях отрасли, побившей рекорды… двадцатилетней давности
Оказывается, год от года объёмы добычи нефти, газа и угля в стране только увеличиваются. За последние несколько лет показатели стремительно растут. Об этом сообщил на «правительственном часе» в Государственной Думе министр энергетики Александр Новак. Но прежде чиновник поблагодарил депутатов за многочисленные вопросы, которые они заранее направили в его ведомство, и терпеливо выслушал новые.
«Результаты работы отраслей топливно-энергетического комплекса за минувший год оказались позитивными, - сказал Александр Новак. - Добыча нефти в прошлом году выросла до 518 миллионов тонн и впервые превысила результат 1990 года. Объём нефтепереработки тоже стал максимальным после распада СССР и превысил 270 миллионов тонн. Добыча угля в 354 миллиона тонн - это тоже наивысший результат постсоветского периода. Одновременно до 131 миллиона тонн вырос и экспорт - в основном за счёт увеличения поставок в Европу. В прошлом году снизилась лишь добыча газа до 654,4 миллиарда кубометров, что связано с сокращением спроса на Украине и в Западной Европе.
Министр уверен, что основные задачи, которые сегодня стоят перед отраслями топливно-энергетического комплекса, связаны с развитием новых технологий, позволяющих приблизить производство энергоресурсов к месту их потребления. Развиваются и удешевляются технологии добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, более доступными становятся возобновляемые источники энергии.
Говоря о социальной норме потребления электроэнергии, Александр Новак напомнил, что данная система начнёт действовать с 1 сентября 2013 года в 10 пилотных регионах, а с 2014 года - по всей России. При этом социальная норма будет составлена с учётом региона, местности и специфики проживания и не ущемит интересы потребителей. Отвечая на вопрос об упрощении процедуры присоединения к электросетям, министр сказал, что работа в этом направлении активно продвигается: «За 2012-2013 годы для улучшения системы присоединения должно быть принято 34 нормативно-правовых акта (НПА), за 14 из которых ответственно Минэнерго России».
Что касается реформ в отрасли, министр отметил положительные результаты налоговой системы «60-66» и напомнил о том, что буквально на днях состоялось внесение в Государственную Думу законопроекта по стимулированию разработки трудноизвлекаемых запасов нефти.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев поинтересовался, когда же станут прозрачными системы образования тарифов на электроэнергию и почему нельзя восстановить централизацию энергосистемы и установить единую систему тарифообразования. Министр ответил, что, действительно, в регионах России тарифы различаются. Их выравнивание должно в итоге наступить, но только не для предприятий, ведь у них - разные потребности и доходность.
Сергей Есяков, член Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция «Единая Россия»:«Налицо конструктивный рабочий диалог Министерства энергетики с депутатским корпусом. Изменения топливного баланса, технологии добычи полезных ископаемых сильно меняют топливный рынок. В этом году мы внесли изменения в Бюджетный кодекс в части нефтегазовых доходов бюджета, в Налоговый кодекс в части индексации ставок НДПИ на природный газ. Поправки внесены в закон о таможенном тарифе. Сегодняшнее обсуждение показало, что больше всего вопросов по электроэнергетике. Там есть целый комплекс проблем, решать которые надо было ещё вчера».
Сергей Левченко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция КПРФ:
«Уже перед началом реформы было понятно, что её цель - прибыль. За последние годы мы пережили создание нескольких энергетических стратегий, расформирование и формирование нового министерства, сужение его полномочий. Есть, например, программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, в том числе по газопереработке. Вдруг появляется соглашение между Россией и Китаем о добыче природных ресурсов. Очевидно, что Китай собирается добывать ресурсы от Тывы до Камчатки, перерабатывать их у себя и продавать нам. И в чём тогда смысл российской программы?»
Иван Грачёв, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция «Справедливая Россия»:
«Мы вышли на уровень потребления энергии 90-го года, но уровня производства тех лет не достигли. Что произошло в результате реформы? Персонал вырос в два раза, причём не за счёт профильных специалистов, эффективность налогообложения снизилась в два раза, а цены выросли в 12-15 раз. Рыночная реформа затевается, чтобы правильно определять рыночную стоимость и получать инвестиции. Но этого не произошло, а значит, реформа провалилась. Наша фракция считает, что авторы реформы возлагали преувеличенные надежды на рыночные механизмы».
Сергей Катасонов, член Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция ЛДПР:
«Мы обогнали все страны по тарифам. С такими ценами на энергию мы не можем конкурировать с другими государствами. Мы северная страна и тратим больше энергии на производство. Сегодня монополии не хотят вкладывать деньги в развитие России. Задача депутатского корпуса - создать такие условия, чтобы заставить их вкладывать деньги в русскую землю. Если не получится, то надо ставить вопрос о возврате энергетики в государственную собственность».
час заявлений
Сергей Железняк, заместитель председателя Государственной Думы, фракция «Единая Россия»:«Поправки в Административный кодекс, которые усиливают ответственность граждан за стрельбу в непредусмотренных для этого местах, - острая необходимость. Документом вводятся штрафы до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов. А если стреляла группа лиц, либо стрелявший находился в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, то ответственность возрастает до 100 тысяч рублей с конфискацией оружия и лишением на три года лицензии на владение оружием.
Российские города - не место для стрельбы, потому что людям не ясно, по каким целям идёт эта стрельба. Таким образом, создаётся огромная социальная угроза, возникает паника, наносится ущерб здоровью людей. Хулиганы с оружием должны быть наказаны по всей строгости закона».
Валентин Романов, член Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция КПРФ:
«Энергетика должна быть в руках государства, и только это создаст надёжную основу для движения в будущее. Производство энергии за последние 20 лет снизилось, износ электросетей составляет более 60 процентов, показатели надёжности в 10 раз ниже европейских стран. При этом в стране существует 3500 территориальных сетевых организаций и более 1000 энергосбытовых структур. После принятия закона об электроэнергетике госсобственность перешла в частные руки, тарифы взлетели. И сейчас они намного превышают европейские. Сломан баланс государства, производителя и потребителя, что в конечном счёте ударило по кошельку потребителя. Поэтому часть промышленных предприятий перешла на собственные источники генерации энергии».
Валерий Зубов, член Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:
«В Бюджетном послании президента ключевой момент - экономический рост. Когда этот рост составляет 2-2,5 процента - значит, всё технологическое развитие останавливается. Отсутствие ясной политики по росту экономики раньше компенсировалось растущими ценами на сырьё, но теперь ситуация иная и надо задуматься о тарифной политике. Повышение цен на газ - это повышение налогов и, соответственно, цен на всю остальную продукцию. США берёт инновациями, Китай - низкими зарплатами. Почему мы отказываемся от своего преимущества - установления более низких цен на углеводороды? Почему в очередной раз отвергается законопроект, устанавливающий уровень роста цен на углеводороды не выше уровня инфляции? Безусловно, естественные монополии против снижения цен. Дальнейший рост тарифов - это продолжение деградации ЖКХ и снижение конкурентоспособности предприятий».
Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР:
«Фракция ЛДПР выступает за то, чтобы остановить усыновление российских детей не только в США, но и вообще за границу. Фракция также полностью поддерживает запрет на усыновление в однополые семьи. Хотя лучше было бы установить запрет не только на усыновление гомосексуальными парами, но и одинокими людьми - тоже. Ведь точно неизвестно, какой партнёр у этого усыновителя. Также я глубоко убеждён: если государство будет отдавать те деньги, которые оно тратит на содержание детей в детских домах, в семьи, чтобы они усыновляли сирот, - будет правильнее. В некоторых регионах страны и без того уже длинные очереди на усыновление. Значит, там есть достойные льготы и поддержка».
Почётному званию не хватило конкретики
Возможно, в России когда-нибудь и появится звание почётного гражданина Российской Федерации, но пока соответствующий законопроект депутаты Госдумы, рассмотрев в первом чтении, отклонили. Против выступили 198 парламентариев.
Автор проекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнёва, успокоила коллег: законопроект - не политический, и он не требует особых материальных затрат.
К слову, почётное гражданство в России появилось ещё в первой половине ХIХ века для поощрения наиболее достойных граждан за общественно полезную деятельность. В современной же России это почётное звание уже присваивается на уровне регионов и муниципалитетов.
Звание могут получить выдающиеся общественные и государственные деятели, внёсшие значительный вклад в экономику, науку, культуру, искусство, просвещение и спорт, получившие широкую признательность и уважение граждан России, а также люди, совершившие героические поступки во благо Отечества. В законопроекте прописано, что это звание может быть присвоено даже иностранцам. Только предложения о присвоении им звания вносит Министерство иностранных дел непосредственно Президенту России. Кстати, звание почётного гражданина Российской Федерации может быть присвоено как при жизни, так и посмертно. А максимальное количество ежегодно присваиваемых званий не может превышать двух.
Обладатели звания получат определённые преференции. Например, смогут присутствовать на праздниках, общественных мероприятиях, которые проводит президент. Их будут обязаны принимать вне очереди все структуры власти. Кроме того, для почётных граждан страны устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за счёт средств федерального бюджета.
Член Комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Гостев поддержал идею законопроекта, но подчеркнул, что не хватает документу конкретики, а следовательно, он нуждается в доработке.
Центробанк готов к решению новых задач
Сергей Игнатьев завершает работу на посту главы Центробанка. Со следующей недели на этой должности его заменит Эльвира Набиуллина. В среду Сергей Игнатьев выступил в Госдуме с отчётом о работе ведомства в 2012 году. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин поблагодарил главу Центробанка за работу и вручил грамоту за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в России.Прошлый год, по словам Сергея Игнатьева, оказался для российской экономики довольно удачным. Объём ВВП увеличился на 3,4 процента, оборот розничной торговли - на 6,3, инвестиции в основной капитал - на 6,6 процента. Уровень безработицы достиг минимального значения за последние 20 лет и составил 5,5 процента экономически активного населения. Федеральный бюджет исполнен практически с нулевым дефицитом, но достигнуто это во многом благодаря сохранению высоких мировых цен на нефть. Среди негативных тенденций прошлого года - замедление роста экспорта и импорта товаров. Сохраняется сложная ситуация с оттоком капитала. Чистый отток частного капитала сократился с 81 миллиарда долларов в 2011-м до 54 миллиардов долларов в 2012 году. Но всё равно это слишком большая сумма. Инфляция возросла с 6,1 в 2011-м до 6,6 процента в 2012 году, хотя планировалось удержать её на уровне 5-6 процентов. Для ограничения инфляции Банк России повысил ставку рефинансирования. В 2012 году продолжилось замедление роста денежной массы - это необходимое условие для снижения инфляции.
Глава Центробанка подробно остановился на проблеме финансовых махинаций. В 2012 году объём «сомнительных финансовых операций» составил 52 миллиарда долларов. К сомнительным операциям ЦБ относит, по словам Сергея Игнатьева, «платежи российских организаций, заявленные цели которых не соответствуют действительным». Настоящими целями могут быть хищение бюджетных средств, откаты чиновникам, легализация преступных доходов, операции с наркотиками, финансирование терроризма. За 2012 год таким образом наворовано 52 миллиарда долларов. В мае Центробанк получил запрос от МВД России относительно ряда организаций - в основном фирм-однодневок, которые занимались незаконными финансовыми операциями. Проводится совместное расследование. «Объём предстоящей работы очень большой, но масштабы проблемы того заслуживают. Следует создать оперативно-следственную группу численностью несколько десятков человек, - сказал Сергей Игнатьев. - И Центробанк может играть большую роль как информатор, так как у него есть данные о финансовых операциях и налоговых поступлениях».
Этой и другими проблемами придётся заняться новому руководству Центробанка. Как отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Вадим Кумин, у Центробанка нет чётко разработанных критериев в работе. Надо, например, скорректировать цели кредитно-денежной политики в стране. По словам депутата, чтобы справиться с оттоком капитала из страны, нужны решительные и согласованные меры в работе между Правительством и Центробанком.
Законы подоспеют к первому сентября
Депутаты приняли во втором и третьем чтениях поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вступающим в силу 1 сентября Законом «Об образовании в РФ». Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов, представляя документ, отметил, что во время принятия Закона «Об образовании в РФ» было внесено более 600 изменений и поправок. Одновременно была принята 181 поправка в десяти федеральных законах.Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин поинтересовался, в чём суть поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где прописано, что по просьбе родителей и с согласия детей в государственных и муниципальных образовательных организациях могут быть устроены помещения для молитв и религиозных обрядов? Вячеслав Никонов пояснил, что они могут быть открыты в учебных заведениях, здания которых были построены до 1917 года, а также в воскресных школах.
Вводятся поправки в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» - устанавливаются требования по подготовке диссертаций. Предусматривается создание Федеральной информационной системы государственной научной аттестации, вносятся изменения в федеральные законы, затрагивающие вопросы предоставления мер социальной защиты обучающимся и педагогическим работникам образовательных организаций, унификации льгот и преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.
Закон «О языках народов Российской Федерации» теперь предоставит гражданам право свободного выбора языка образования. Будут внесены поправки в Семейный кодекс: родители смогут выбирать форму обучения для своих детей. В Законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» теперь устанавливается, что профсоюзы вправе создавать образовательные и научные организации, осуществлять подготовку и дополнительное профессиональное образование членов профсоюза и профсоюзных работников.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин подчеркнул, что фракция КПРФ изначально не поддерживала базовый закон об образовании и поэтому не может одобрить сопровождающие его поправки. Кроме того, коммунист полагает, что новый закон об образовании сформулирован так, что провоцирует строительство новых религиозных зданий на территории образовательных организаций, а это может привести к межнациональным конфликтам. Он также напомнил, что новый закон отменяет ограничение платы за дошкольные образовательные учреждения. Волнует депутата и тот факт, что количество студентов по новому закону в течение семи лет будет сокращено минимум на треть, если говорить о бюджетниках.
Поправками также прописаны меры социальной защиты учащихся и педагогов, унифицированы льготы и преимущества, которые предоставляются отдельным категориям граждан при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам.