Что май грядущий нам готовит
Экономика
Прогноз развития российской экономики в предстоящем месяце
Прямо перед отчётом премьера Дмитрия Медведева в Государственной Думе министр экономического развития РФ Андрей Белоусов сделал поистине сенсационное заявление. Он сообщил согражданам, что «мы ещё не в рецессии, но можем туда попасть». В подтверждение своих слов министр, помимо прочего, привёл данные о падении промышленного производства в январе-феврале на целых полтора процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, Росстат очень своевременно опубликовал краткий отчёт об основных показателях социально-экономического развития страны за первый квартал текущего года, из которого следует, что в марте промышленность всё-таки «наверстала» упущенное, в результате чего за три месяца получился нулевой рост. Можно сказать, утешили.
Рецессия стучится в дверь
Если наше промышленное производство остановилось на месте, то ни о каком «увеличении темпов роста по итогам года», о чем ещё недавно говорили на высоком уровне, речи быть не может. Более того, несбыточной мечтой становится даже скорректированный не так давно в сторону снижения прогноз всё того же Минэкономразвития относительно возможного роста ВВП в этом году: вместо 3,6 процента всего 2,4 процента. Но это означает, что мы никуда не движемся и приступаем к проеданию накопленных запасов. А рецессия по-прежнему у нас на пороге. При этом никуда не делась и угроза прямого сокращения застывших на месте объёмов производства, то есть всё той же рецессии. Перспектива того, что в текущем квартале она порог переступит, вполне реальна. В этом смысле май с его объявленными длинными каникулами вполне способен сыграть с нами злую шутку в виде вклада в падение производства.Но, пожалуй, значительно хуже другое. По итогам первого квартала практически перестали расти инвестиции в основной капитал. Нет, речь идёт уже не об иностранных инвестициях в российскую экономику, о ситуации с которыми «Парламентская газета» недавно писала. И даже не об инвестициях из внутренних источников вообще, то есть во все сферы жизни и хозяйства. Речь идёт именно об инвестициях в базисные основы нашей экономики, в её основные фонды, без которых не только нечего и говорить о какой-то модернизации, но даже и поддерживать экономику на нынешнем уровне становится невозможным. Ведь для этого требуется постоянное обновление производственной инфраструктуры. И вот если в первом квартале текущего года общий рост инвестиций в основной капитал составил всего 0,1 процента (что значительно ниже любой арифметической погрешности, или практически ничего), то это означает, что российская экономика теряет стимулы к развитию. То есть в сложившейся экономической системе владельцы капиталов их просто не видят.
Поскольку в последние дни мы ничего не услышали о каких-либо срочных мерах на правительственном уровне по исправлению сложившейся крайне неприятной ситуации, то вполне естественно предположить, что «инвестиционный голод» продолжится и во втором квартале, в частности, в наступающем мае. А тогда уже точно российская экономика действительно рискует вслед за западными странами войти в состояние настоящей рецессии. И если не во втором квартале, то осенью.
Импорт продолжает наступать
Нерадостные вести из промышленной сферы дополняются столь же малоприятными из аграрной. Падение сельскохозяйственного производства, в прошлом году составившее 4,7 процента, вкупе со вступлением страны в ВТО повлекло увеличение импорта и проблемы для отечественного производства. Министерство сельского хозяйства «обрадовало» граждан своим официальным сообщением, согласно которому в марте произошло повышение цен на все виды мяса.Сразу же возникает вопрос: неужели совпали две пугающие тенденции? Например, производство свинины в стране стало снижаться под наплывом импорта, а оптовые импортёры, в свою очередь, сразу уловив такую тенденцию, начали понемногу накручивать цены? Если это так, то грозят сбыться самые мрачные прогнозы о перспективах отечественного животноводства и сельского хозяйства в целом вследствие вступления страны в ВТО.
Кто-то спросит: а не сгущаем ли мы краски? Но вот обнародованный недавно прогноз специалистов Института современного развития, согласно которому уже с конца апреля на потребительском рынке начнётся постепенное повышение цен на основные продукты питания. Это значит, что на май как раз придётся очередной виток цен. И связано это, как уточняют авторы прогноза, именно со «значительным ростом товарного импорта». А ведь, казалось бы, по классическим рыночным законам, если какой-то продукции становится больше, то цена на неё должна постепенно снижаться. Но это именно по классическим, но никак не по нынешним российским, согласно которым если рынок кем-то захвачен, то никаким конкурентам на него уже не пробиться и этот кто-то будет по-хозяйски диктовать на нём цены. В нашем случае этим кем-то оказываются поставщики импортной продукции, и пока незаметно, чтобы этим серьёзно озаботились.
Нефть - вниз, доллар - вверх
Всем, даже не специалистам в области экономики, давно известно: если цена на нефть хотя бы немного снижается, доллар идёт вверх. Значительная часть апреля протекала именно по такому сценарию. Правда, на российском валютном рынке, как мы уже знаем, действие экономических законов может серьёзно корректироваться, но не в данном случае. Что такое для нашей экономики нефтяной экспорт, напоминать нет необходимости. Вот лишь одна цифра из недавно обнародованных Росстатом. По итогам 2012 года только за счёт пошлины на экспортируемую в дальнее зарубежье нефть федеральный бюджет получил 2,5 триллиона рублей, что составляет 20 процентов всей его доходной части. Поэтому, как только цена на Urals сползла к уровню 100 долларов за баррель, российский валютный рынок отреагировал незамедлительно.А вот где в полной мере сказалась специфика нашего валютного рынка, так это в соотношении рубля и евро. Вроде бы «единая европейская» ну ни по каким причинам не может расти - не то положение сегодня в большинстве стран ЕС и Евросоюзе в целом. Тем не менее курс евро по отношению к рублю в апреле непостижимым образом рос. Что будет с курсовым соотношением евро-рубль в мае, сегодня вряд ли кто сможет сказать. Но вот о том, что цена на нефть в мае вряд ли достигнет прежних величин, можно говорить более или менее уверенно. А значит, есть основания прогнозировать хотя бы в течение какого-то периода в мае по-прежнему повышенный курс доллара к рублю.