Под градусом политической ответственности
Атмосфера, в которой проходил ежегодный отчёт Председателя Правительства перед депутатами Государственной думы, была накалена ещё до начала его выступления. Депутаты жаждали крови. Точнее, громких отставок. Однако премьер, слыша критику в адрес своих коллег, всякий раз вставал за них горой.
Недавние заявления коммунистов о намерении вынести вотум недоверия кабинету министров мало кто воспринимал всерьёз. Зато критика Президента в адрес членов правительства, прозвучавшая накануне вечером на совещании в Калмыкии, добавила напряжённости и пикантности ситуации.
Премьер, впрочем, держался уверенно и даже непринуждённо. Отвечая на вопросы законодателей, без труда сыпал цифрами и перечислял параграфы из упоминаемых законов и постановлений. Нередко отпускал шутки и язвительные замечания.
Фурора, впрочем, речь Медведева не произвела. Депутаты слушали его сдержанно, а аплодисментов премьер удостоился всего трижды. В первый раз, когда напомнил, что на поддержку сельского хозяйства правительство дополнительно выделит 42 миллиарда рублей. Второй раз зал одобрил решение правительства не повышать пенсионный возраст. А в третий депутаты хлопали фразе, явно адресованной им самим: «Деньги у нас всегда бюджетные. Важно, как приоритеты расставлять, коллеги, - сказал Дмитрий Медведев, сетуя на болезненную нехватку средств. - Так что всё зависит от партии, которая займет в парламенте большинство».
Последнюю сентенцию законодатели, надо думать, оценили по достоинству. Ведь Медведев — не только глава Белого дома, но и, по совместительству, лидер партии, заполучившей большинство голосов в нижней палате. Что, по его собственному признанию - один из идеалов демократических преобразований в России. «Мы и должны стремиться к такой форме парламентаризма, как формирование партийного правительства», - объяснил докладчик.
В зоне доступа
По случаю правительственного отчёта, в Госдуме в кои-то веки включили открытый доступ к wi-fi: помимо парламентских корреспондентов, к Интернету присосались десятки их коллег из правительственного и президентского пула. Особых мер безопасности не наблюдалось, хотя в коридорах и на лестницах дежурили строгие мужчины в костюмах. Как заметил один острослов, Дмитрию Медведеву и ключевым членам кабинета министров, прибывших составить шефу компанию, обеспечили не только физическую, но и продовольственную безопасность: в проходы зала заседаний, ведущие к правительственным ложам, то и дело ввозили столики, набитые водой, термосами и снеками.
Традиционного выступления лидеров фракций в эту среду ждали с особенным нетерпением. Геннадий Зюганов разочаровал тех, кто ждал заявления о вотуме недоверия, и привычно прошёлся по перечню национальных проблем. Глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов не исключил, что Дмитрию Медведеву придётся прокомментировать правовую норму о «нулевом промилле» и закон об отмене перехода на «зимнее время».
Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский появился на брифинге в окружении внушительной свиты. Десять человек охраны и соратников по партии так стеснили вождя, что ему даже пришлось прикрикнуть на них: «В сторону, в сторону встаньте!». В своём эмоциональном стиле Владимир Вольфович перечислил проблемы, обострившиеся при нынешнем кабинете министров — бюджетные дыры на олимпийских стройках, «узаконенный обман граждан» конторами ЖКХ, экономические удары по малому бизнесу и многое другое. А потом оттоптался на персоналиях из кабинета министров. И если Сергей Миронов причислил главу Минобразования Дмитрия Ливанова к вредителям, а Геннадий Зюганов к «корчевателям духовных корней», то Жириновский без обиняков назвал его диверсантом.
Министр - не рубль
Вопрос по ненавистному члену правительства озвучил депутат от фракции ЛДПР Игорь Лебедев. «Министр не рубль, чтобы всем нравиться», - парировал ему Дмитрий Медведев. Он напомнил, что ещё ни один глава Минобразования и Минсоцразвития не вызывал симпатий у законодателей: «Так жизнь просто устроена. Министр, который нравится всем — он, скорее всего, не справляется со своими обязанностями». В то же время, премьер предписал коллегам «находиться в постоянном контакте с партнёрами, в том числе с депутатами Государственной думы», несмотря на нелицеприятные оценки с их стороны.
«А как звучит в оригинале - «Я не трёшник, чтобы всем нравиться?» - дёрнул меня за рукав сосед по пресс-центру. Услышав, что речь в поговорке о червонце, пожал плечами: «Должно быть, инфляция».
О том, что рубль как раз-таки должен всем нравиться, Медведев упомянул несколько позже — когда отвечал на вопрос Николая Коломейцева. Депутат от КПРФ поинтересовался, доколе госкомпании, их менеджеры и представители властных органов будут складировать оборотные средства и свои накопления в оффшорах, и как вернуть эти деньги на родину?
Премьер-министр отсоветовал списывать все проблемы на Кипр, тем более, что от экспроприации депозитов российская экономика не пострадала. «Наша задача — создать такой налоговый режим и такую степень комфорта, чтобы людям было удобно держать деньги здесь», - заявил Дмитрий Медведев. И, вопреки советам финансовых гуру о том, что яйца лучше складывать в разные корзины, добавил: «Кипр наглядно показал, что деньги нужно держать в одной стране». В какой именно — было очевидно из контекста выступления.
Весна. Паводки. Сев
Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, предваряя выступление партийного руководителя, отметил значимость парламентского контроля за действиями исполнительной власти. «Это серьёзный шаг в том направлении, который другие государства проходили десятилетиями и даже столетиями», - подчеркнул законодатель. А прозвучавшие ранее в СМИ опасения, что вопросы к Медведеву будут «сдирижированы», сходу отмёл: «Все фракции задавали те вопросы, которые хотели. Их собирали не для того, чтобы сдирижировать, а для того чтобы учесть».
По словам лидера фракции «ЕР», премьер-министр настаивал на том, чтобы вопросы прозвучали острые и неожиданные. Однако вопросы от соратников по партии оказались вполне предсказуемы. Главные проблемы страны в эти дни Владимир Васильев обозначил ещё перед началом заседания тремя словами: «Весна. Паводки. Сев».
Отвечая на вопрос Валентины Терешковой о мерах, предпринимаемых правительством для предотвращения паводков и укрепления берегов Волги в районе Мышкина и Рыбинска, Медведев горестно хмыкнул: «Зима ещё не закончилась, такая у нас страна». После чего припомнил посещение Мышкина в 2008 году: «Очень симпатичный город, нельзя допустить его подтопления». Перейдя на серьёзный тон, Председатель Правительства спрогнозировал, что «зима и весна, как всегда, будет непростой», но с этой проблемой удастся справиться. Хотя бы силами МЧС, создавшей группировку в полмиллиона человек специально для борьбы с половодьем.
«Правительство сосредотачивается»
Коммунист Сергей Штогрин попенял премьеру, что по поводу массового исхода индивидуальных предпринимателей из бизнеса высказались все, кроме членов правительства. Дмитрий Медведев ответил на это, перефразировав Горчакова: «Правительство не молчит, а сосредотачивается». По его словам, проблема резкого повышения пенсионных сборов с предпринимателей обсуждается на совещаниях, просто «нельзя, чтобы непродуманные предложения попали к депутатам, а потом вы бы ругались». Готовых рецептов у правительства, как выяснилось, пока нет. Зато есть идея о том, чтобы к предпринимателям применялся дифференцированный подход - «в зависимости от того, сколько получает бизнес или самозанятый человек».
Депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева поинтересовалась, почему деньги из стабилизационных фондов инвестируются за рубеж. Её опасения, что анонсированное правительством Росфинагентство станет новым «Оборонсервисом», «только с большим ущербом для страны», Медведев развеял обещанием, что указанное ОАО будет действовать на максимально прозрачной основе. А выполнять станет единственную задачу, которая стоит перед правительством в деле сохранения резервных средств. Речь идёт о поиске оптимального баланса между эффективностью инвестиций и степенью их риска (что нередко требует инвестиций в солидные зарубежные фонды).
Единоросс Валерий Трапезников спросил премьер-министра, когда прекратится порочная практика увольнения топ-менеджеров с одновременной выдачей им «золотых парашютов». В пример привёл экс-главу «Ростелекома», прихватившего на вольные хлеба более 200 миллионов рублей. Дмитрий Медведев согласился, что «парашютисты» вызывают справедливое негодование у массы граждан, причём не только у россиян. И предположил, что компании с государственным капиталом «должны увязывать размер компенсаций с реальными достижениями». «Но это не значит, что нужно бороться с доходами или стричь всех под одну гребёнку», - оговорился Медведев, пообещав, что правительство вскоре предложит решение проблемы. Обещание встретили несколькими жиденькими хлопками.
Ничтожное промилле
Выступая с заключительным словом, премьер-министр предложил коллегам из Государственной Думы не ограничиваться критическими нападками на членов правительства, а перейти к слаженной и конструктивной совместной работе над общими проблемами. «Нужно повышать градус политической ответственности, - сказал Дмитрий Медведев. - Хотя бы до 40 градусов. А хотите — и больше».
Поскольку речь зашла о градусах, обойти наболевшую тему промилле было уже невозможно. «Моя позиция прежняя: перед тем, как сесть за руль, пить нельзя. Это вредно и опасно», - подчеркнул председатель правительства. После чего дал понять, что к сообщениям о погрешностях алкотестеров относится с долей скепсиса, но, всё же, готов на уступки: «Давайте установим ничтожное расхождение на уровне 0,1 промилле».
Вдохновлённый сговорчивостью премьера, кто-то из зала бросил вопрос о переходе на сезонное время. «Отвечу, хотя вопрос прозвучал и не в парламентской форме», - пошёл навстречу Мевдедев. Он сообщил, что мнения россиян по поводу временных переходов разделились практически надвое, и понять сейчас, какой половине приходится хуже, толком нельзя. «Нам сейчас не стоит дёргаться на этот счёт, - предупредил он. - Но это не значит, что тему закрыли раз и навсегда. Может быть, когда-нибудь потом и вернёмся».
Ещё материалы: Фидель Агумава