«Позорный» марш
Репортаж
Противники «закона Димы Яковлева» в минувшее воскресенье прошли маршем от Пушкинской площади до площади Сахарова в столице. Участники шествия требовали роспуска Государственной Думы и отмены «людоедского» закона о запрете на усыновление американцами российских сирот.
На не раз истоптанный оппозиционерами маршрут народ валил обильно и густо, не в пример последним массовым акциям. Люди с белыми лентами, приколотыми на шапки, лацканы курток и сумки, начали встречаться на пути ещё на кольцевой линии метрополитена, а стекаясь на место сбора за кинотеатром «Пушкинский», образовали толпу численностью до двадцати тысяч человек.
Главное отличие от предыдущих демонстраций выразилось в практически полном отсутствии политических лозунгов и публики, организованной по партийному признаку. Ни тебе краснознамённых колонн по левую сторону Страстного бульвара, ни ряженных в гестаповскую форму нацистов по правую. Шли общим потоком. Лишь изредка среди толпы аполитичных граждан попадались кучки людей с агитационными материалами и партийными флагами на пластиковых древках (сама древесина запрещена на акциях в целях безопасности).
Занимательная антропология
Сторонников «Трудовой России» удалось распознать по раздаваемой газете «Молния» и ловко уворачивающемуся от фотообъективов Виктору Анпилову. Активисты «Левого Фронта» во главе с Удальцовым копировали своего лидера куртками-«бомберами», бритыми головами и тёмными очками. Члены «Солидарности» несли оранжевые флаги и плакаты с креативными лозунгами.
Экзотических персонажей на сей раз было меньше чем на прошлых акциях. Двое буддистов били в сакральные бубны и читали заунывные мантры. Неохотно оторвавшись от своего занятия, пояснили, что оказывают духовную поддержку людям, выступающим за роспуск Федерального Собрания. Вопрос о том, как их политическая позиция сочетается с буддистской бесстрастностью, обошли с буддистской же бесстрастностью.
Группа молодых людей в светлых пальто с меховыми воротниками, извлекавшая звуки из больших барабанов, отрекомендовала себя как «союз славянских родов», выступающий против политического произвола. А юноши, кучковавшиеся под чёрно-разноцветным флагом с красной звездой, на вопрос любопытствующего пояснили: «Мы — радужные анархо-коммунисты». «Это как — агрессивные педики, что ли?» - переспросил кто-то из случайных попутчиков. «Ну почему же агрессивные?» - стушевался носитель флага.
В отсутствие политических активистов, не было слышно и привычных кричалок: «Власть миллионам, а не миллионерам» и «Долой власть чекистов». Шли молча, либо негромко переговариваясь между собой. Двое молодых людей поспорили о том, съедят ли депутаты, вслед за детьми, Владимира Познера. Один уверял, что не съедят, поскольку тот фотографировался на отдыхе с Абрамовичем. Другой доказывал, что людоеды не брезгуют и друг другом.
Столпы позора
Временами по длинной толстой змее марширующих волной, как на стадионе, прокатывалось громовое: «Позор! Позор! Позор!». Клеймили парламентариев. Их портреты на пластиковых шестах, розданные желающим при входе на марш, торчали из многоголовой толпы на каждом шагу. Если бы не надпись «позор», перечеркнувшая лица народных избранников, шествие походило бы на первомайскую демонстрацию.
Беглый опрос носителей портретов показал, что персонально депутатов Государственной думы и членов Совета федерации в народе знают, мягко говоря, недостаточно хорошо. Так, молодой человек, позоривший Александра Агеева, выразил убеждение, что последний — депутат от партии власти, голосовавший за «антимагнитский закон». Известие о том, что Агеев, на самом деле, справедливоросс, и за указанный закон не голосовал, митингующего сначала шокировало. Впрочем, он быстро оправился и заявил, что не верит «случайным людям» типа меня, а вот организаторам акции, подготовившим 600 позорных плакатов, доверяет всемерно.
Некоторые портретоносители на вопрос о том, кого они отдали на поругание, сначала заглядывали в плакат, а зачитав фамилию, делали осторожное предположение, что она принадлежит депутату от фракции «Единая Россия». На просьбу попозировать для фотографии реагировали странно: прикрывались депутатскими физиономиями. Заодно с членами обеих палат, митингующие заклеймили лица президента РФ и пресс-секретаря РПЦ Всеволода Чаплина, ранее высказывавшихся в пользу запрета на усыновление иностранцами.
Свалка истории
Шли неторопливо, не в ногу, плотной массой, змеившейся от Трубной площади до конца проспекта Академика Сахарова. Перед первой шеренгой, несущей растяжку «За роспуск Госдумы! За отмену закона подлецов!» шёл с портретом думского вице-спикера Сергея Железняка один из организаторов акции, главред «Ежедневного Журнала» Александр Рыклин. В правой части шеренги пересмеивались сопредседатели партии «РПР-Парнас» - Борис Немцов, Владимир Рыжков и Михаил Касьянов.
Дойдя до финальной точки, поток остановился и замер в ожидании. Между полицейским оцеплением и участниками марша образовался просвет, ставший импровизированной сценой. На ней Сергей Удальцов с двумя клонами попытались демонстративно сжечь портрет Владимира Путина. В течение нескольких минут шесть рук колдовали над зажигалкой, но огонь так и не занялся. «В огне не горит и в воде не тонет», - вздохнул кто-то из моих соседей. Не укротив стихию, Удальцов разорвал портрет в клочья и швырнул под ноги.
С изображениями парламентариев обошлись менее беспощадно. Участникам шествия объявили через громкоговоритель, что для картонных депутатов и сенаторов приготовлен мусорный контейнер с надписью «для отходов». Второго приглашения не потребовалось: обладатели портретов поспешили избавиться от своей ноши, швыряя её в утиль кто с шутками-прибаутками, кто с остервенелым проклятьем. «На свалку истории!» - кричала бабулька позади меня. «Как в 45-м!» - усмотрел аналогию пожилой дядечка по-соседству.
Контейнер и урны
Хотя организаторы акции зарезервировали время до 16:30, шествие закончилось гораздо раньше. Забив мусорный бак доверху, участники марша просеивались сквозь полицейское оцепление и ныряли в подземные переходы. Некоторые задерживались для того, чтобы оставить автограф под «бюллетенем для голосования» о роспуске Государственной Думы и отмене «закона подлецов». В какой ЦИК поступят указанные бюллетени, осталось не вполне понятным.
Обошлось и без набивших оскомину речей. Члены Координационного совета оппозиции, пришедшие на демонстрацию в качестве частных лиц, ненадолго задерживались перед телекамерами, а одарив журналистов сдержанным комментарием, спешили уйти, чтобы не заслужить упрёков в нарушении регламента акции.
Леонид Парфёнов предположил, что люди пришли на демонстрацию в знак протеста против «прогрессирующей белоруссизации» общественно-политической жизни. Алексей Навальный на вопрос, отчего Координационный совет не участвовал в организации марша, ответил, что в этом нет необходимости, поскольку власть «сама делает всё для того, чтобы люди выходили на улицы». Сергей Удальцов рассказал поклонникам о том как он, «человек не суеверный», всё же поддался святочной суете и загадал о будущем России «на орла и решку». Выпал «орёл» - победа оппозиции и крушение нынешнего режима. По прогнозам лидера «Левого Фронта», примета сбудется не далее как этой весной.
Ближе к четырём часам у финальной точки маршрута осталось несколько сотен участников — самых стойких и самых весёлых. Одни распевали песенки из детских мультфильмов, другие демонстрировали плакатное творчество, позируя фотокорреспондентам. Еще через четверть часа площадь опустела.
Ещё материалы: Фидель Агумава