Все о пенсиях в России

два дня назадИнвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

два дня назадСенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

два дня назад«Известия»: Россияне смогут забрать до 412 тысяч рублей пенсионных накоплений

ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШЕМ НОМЕРЕ

«Функционирование системы образования предусматривает присутствие трех главных участников: государства, общества и личности»

27.06.2012 20:15

Александр Дегтярев, председатель комитета Госдумы по образованию:

- Система образования является одним из краеугольных камней нашего государственного и общественного устройства. Для примера скажу, что ежедневно треть населения идет в школу: начальную, общеобразовательную, высшую, профессиональную. Дома остаются их родители, близкие и так далее. Таким образом, бОльшая половина населения имеет непосредственное отношение к системе образования в той или иной степени. Эта сфера затрагивает каждого из нас, поэтому тема образования – вечная, она всегда вызывает интерес, высочайшую степень ответственности тех, кто этой проблемой занимается.

Деятельность, функционирование системы образования, как части общественного государственного устройства, предусматривает присутствие трех главных участников процесса: государства, общества и личности. Это очень важно для понимания проблем, больших или малых: про мифы, про конкретную школу, про ЕГЭ, про педагогический коллектив, про профессуру, про науку, про будущее, про перспективы... Все эти проблемы нужно рассматривать только в контексте такой постановки вопроса – государство, общество, личность. И только тогда, когда понимаешь, что именно каждый из трех участников процесса в конкретном направлении делает, картинка получается полная. Когда выхватываешь какой-то факт из контекста, – эта картинка не полная и не понятная, так рождаются мифы. Государство в лице его представителей, в частности, законодателей, занимается тем, что формирует институциональное поле, то есть те правила игры и то поле, на котором все участники процесса должны иметь равные права и полномочия. Мы не имеем права сделать какие-то преференции одной группе населения, или одной группе учебно-образовательных учреждений по сравнению с другими. Наша задача, задача законодателя – создать равные права и возможности. Государственная Дума не управляет образованием, управляет образованием орган, который уполномочен на это – Министерство образования и науки Российской Федерации. Это вторая составляющая государства в системе образования — Министерство и его представительства в субъектах федерации и муниципалитетах. Это и есть государство в системе образования. Мы, законодатели, создаем институциональное поле, принимаем нормы законов, которые определяют правила игры. Это важно понимать. Государство – законодательная и исполнительная власть, которой делегированы полномочия написания государственных образовательных стандартов, управления системой образования, финансирования ее по нормативам и так далее.

Вторая сторона – общество. Какую роль играет общество в системе образования? Чем дальше, тем эта роль больше. Мы живем в демократическом государстве, мы стараемся сделать его принципы как можно более демократичными, а тем самым институт гражданского общества все больше занимает места в этом процессе. Отсюда – эндаумент-фонды, то есть институты гражданского общества, которые, помимо осуществления инвестиций на добровольной основе в развитие учреждений образования, еще и контролируют их деятельность, помогают триаду «государство-общество-личность» сочетать вместе. Общество – это наши старые родительские комитеты, это нынешние многочисленные комиссии по контролю за Единым государственным экзаменом и многое другое, что сегодня приветствуется и даже прописано в новом проекте закона об образовании.

И наконец – личность. Личность – это каждый из нас. Личность – это молодой человек, еще не наделенный правами принять самостоятельное решение, то есть ученик, за которого принимают решение его родители. Это родители, которые принимают решение за ученика. Педагог как личность. Директор как личность. Чиновник как личность. Все мы, когда один на один сталкивается с этой сферой, – участники процесса, но каждый со своей жизненной, гражданской и личной позицией. Законодатель дает возможность личности сделать выбор – в части выбора образования и так далее. При этом мы, пользуясь своими гражданскими правами, предъявляем к этой системе, к обществу, к государству свои претензии в той части, где мы не удовлетворены процессами, которые там происходят. Только так – с позиции этой триады – мы можем рассматривать любой вопрос, который возникает у нас в связи со сферой образования.

 

Полную стенограмму «Политсалона» с участием Александра Дегтярева читайте в ближайшее время на сайте ПГ

 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 713