Кто не получит аттестат и как долго действительны результаты ЕГЭ
На вопросы читателей «Парламентской газеты» отвечают эксперты Российской академии образования

До основного периода ЕГЭ и приемной кампании в вузы осталось два месяца. Правда ли, что сроки действия результатов Единого госэкзамена могут продлить на период прохождения военной службы? Кому могут отказать в выдаче школьного аттестата? Какие стандарты нагрузки на школьников действуют в настоящее время? О правилах и нормах учебного процесса в рамках проекта «Образование: право возможностей» рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.
- По каким причинам могут отказать в выдаче аттестата о среднем общем и об основном общем образовании?
- По Закону «Об образовании в РФ» документы о среднем общем или об основном общем образовании выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (ГИА). Следовательно, единственным основанием для отказа в выдаче аттестата может быть получение неудовлетворительной оценки или получение недостаточного количества баллов при сдаче обязательных предметов по результатам государственной итоговой аттестации.
Приказ Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» содержит прямое указание на то, что «лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы, отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения».

Каких-либо иных причин для отказа в выдаче аттестата обучающемуся законом не установлено.
- Какое максимальное количество предметов ЕГЭ может выбрать одиннадцатиклассник?
- ЕГЭ является одной из форм государственной итоговой аттестации, которой завершается освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования. В 2025 году два предмета остаются обязательными для всех выпускников: русский язык и математика — базовая или профильная в зависимости от выбранного направления обучения.
Кроме обязательных экзаменов, одиннадцатиклассники могут выбрать дополнительные предметы. В 2025 год доступны 13 предметов: физика, информатика и ИКТ, биология, химия, география, обществознание, история, литература, иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский, китайский.

Минимального и максимального количества дополнительных предметов для сдачи на ЕГЭ закон не предусматривает — можно выбрать их все или ни одного. Вместе с тем при выборе количества предметов необходимо разумно оценить свои планы по поступлению в образовательные организации высшего образования и свои возможности и время для подготовки к государственной итоговой аттестации по выбранным предметам.
- Сколько действуют результаты ЕГЭ и в каких случаях этот срок может быть продлен?
- Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны в течение четырех лет, следующих за годом получения таких результатов. Следовательно, срок действия результатов ЕГЭ — пять лет, включая год сдачи экзаменов.
В настоящее время закон не предусматривает возможность продления результатов Единственного государственного экзамена. Вместе с тем Госдума одобрила в первом чтении поправки в Закон «Об образовании», которые подразумевают исключение периода военной службы из срока действия результатов ЕГЭ. Этот законопроект призван быть дополнительной мерой поддержки российских военнослужащих. Таким образом, срок действия результатов ЕГЭ для этой категории будет дольше.
- Сколько действуют результаты олимпиад школьников? В каких случаях они учитываются как индивидуальные достижения при приеме в вуз?
- Особые права, полученные за победу в олимпиаде, действуют в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Чтобы понять, дает ли статус призера или победителя по конкретной олимпиаде льготы по конкретному предмету, необходимо обратиться к внутреннему локальному нормативному акту предполагаемого для поступления вуза, а именно - изучить правила приема, принятые на год поступления.

Льготы предоставляются при условии, что в год написания олимпиада и ее профиль входили в Перечень олимпиад школьников и их уровней, ежегодно утверждаемый Минобрнауки России.
- Почему у вузов отличаются льготы для победителей и призеров олимпиад: от дополнительных баллов до зачисления без вступительных испытаний?
- Порядок и условия приема абитуриента в конкретный вуз регулируется локальным нормативным актом образовательной организации — правилами приема на обучение. В этом документе отражен порядок приема, перечень документов для поступления, а также особый порядок зачисления некоторых категорий абитуриентов, в том числе победителей и призеров олимпиад. Действительно, победители и призеры разных олимпиад получают разные льготы: поступление без вступительных испытаний, зачет максимального балла ЕГЭ, дополнительные баллы за индивидуальные достижения.

Право вуза самостоятельно определять порядок учета индивидуальных достижений поступающих, в том числе победителей и призеров олимпиад, установлено приказом Минобрнауки России. В нем указано: «Порядок учета общих индивидуальных достижений, в том числе количество баллов, начисляемых за общие индивидуальные достижения, устанавливается организацией самостоятельно». Таким образом, в каждом высшем учебном заведении существует свой внутренний регламент, которым оно руководствуется при начислении баллов за личные заслуги абитуриентов. Это обусловлено тем, что разные по направленности вузы могут иметь заинтересованность в абитуриентах с различными достижениями.
- Существуют ли единые стандарты нагрузки для школьников, то есть максимальное количество часов в неделю, допустимых для учебной и внеурочной нагрузки в школе для выполнения домашних заданий и дополнительных занятий?
- Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день и в неделю, является постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Им установлены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Согласно документу, образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков за счет урока физкультуры;
- для обучающихся 2-4-х классов — не больше 5 уроков и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физкультуры;
- для обучающихся 5-6-х классов — не больше 6 уроков;
- для обучающихся 7-11-х классов — не больше 7 уроков.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом дополнительных занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не меньше 20 минут.
Отдельно регулируется обучение в первом классе:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение в первом полугодии: в сентябре — октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый, в январе — мае — по 4 урока в день по 40 минут каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не меньше 40 минут.
Для предупреждения переутомления в течение недели ученики должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг.

Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания». Там же указана предельная продолжительность выполнения домашних заданий, которая должна быть не больше:
- 1-й класс — 1 час;
- 2-3-й классы — 1,5 часа;
- 4-5-й классы — 2,0 часа;
- 6-8-й классы — 2,5 часа;
- 9-11-й классы — 3,5 часа.
Для разъяснения применения документов в апреле 2023 года Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации, которые содержат комплекс предложений по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся с учетом санитарно-эпидемиологических требований, а также рекомендации по организации образовательного процесса.