Людям — о законах, законодателям — о людях
«Парламентской газете» исполнилось 25 лет
Тема: «Парламентской газете» исполнилось 25 лет
Архив «Парламентской газеты» со дня выхода первого номера 7 мая 1998 года — это история развития российского парламента, общества, страны. История в лицах, фактах и событиях. За 25 лет газета прошла большой путь, не изменяя своему главному принципу: простым и понятным языком рассказывать читателям о том, что изменилось с принятием закона и как это коснется каждого из нас.
Видеть в тексте закона интересы человека
В 90-е годы печатные СМИ в новой России пользовались большим успехом, а журналисты старались зацепить внимание аудитории любыми способами, придумывали провокационные заголовки и фальшивые сенсации, которые сопровождали красочными фотографиями и картинками. «Желтый» цвет явно преобладал. Неудивительно, что многие подобные издания не прошли испытания временем. Выжили и продолжают развиваться только те, кто смог выдержать конкуренцию, завоевать доверие у читателей и авторитет в медиасообществе. У «Парламентской газеты» получилось.
Идея создания первого в стране парламентского СМИ принадлежит бывшему на тот момент спикером Госдумы Геннадию Селезневу. Блестящий организатор, который до этого долго работал главным редактором «Комсомольской правды», понимал, что у представительного органа власти просто обязана быть собственная газета. Он же предложил ее название.
Рупор законодательной власти — это официально, но публикацией законов и сухим пересказом постановлений аудиторию, открытую для всего нового, не заинтересовать. «Кто-то тогда высказал сомнение: мол, с таким названием внимание читателей не привлечешь и популярность не завоюешь, — рассказывал один из соратников Селезнева Леонид Чирков. — Но в ответ услышал, что популярность завоевывается не названием, а содержанием».
Поэтому с момента создания к творческому коллективу газеты особые требования — важны не только журналистские навыки, но и умение видеть в тексте закона интересы человека, проблемы, пути их решения.
Учредителями нового издания стали обе палаты парламента — Совет Федерации и Государственная Дума. Деньги выделил Виктор Черномырдин — нешуточные по тем временам три миллиона.
Адаптивность в эпоху перемен
Залог успеха — не стоять на месте, осваивать новые технологии и форматы. В 2011-2012 годах сменились спикеры в обеих палатах парламента: Совет Федерации возглавила Валентина Матвиенко, во главе Госдумы встал Сергей Нарышкин. По решению руководства газета провела ребрендинг: перешла на цветную печать, разработала современный макет, расширила географию распространения, стали открываться новые пункты печати в регионах. Сейчас «Парламентская» издается в 11 городах России от Симферополя до Владивостока, распространяется по подписке и в розницу на территории всей страны, доставляется в федеральные и региональные органы власти. Важный сегмент свободного распространения — поезда РЖД, авиакомпании и крупнейшие аэропорты.
В 2015 году «Парламентская газета» объединилась с другим изданием Федерального Собрания — журналом «Российская Федерация сегодня», все журналисты вошли в единую редакцию. В это же время изменилась наша редакционная модель — от издания традиционной газеты образца 1998 года мы перешли на принцип работы Digital First (сначала цифра). Все материалы начали оперативно публиковаться на сайте PNP.RU и в социальных сетях, а лучшие из них затем адаптируются для печатных версий газеты и журнала. Ставка на «экран» себя оправдала — более 60 процентов аудитории читают «Парламентскую газету» на смартфонах, растет количество пользователей в возрасте от 18 до 34 лет. Стали более активно развиваться группы в социальных сетях, у издания сотни тысяч подписчиков в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Дзене. Общая аудитория «Парламентской газеты» сегодня насчитывает миллионы человек.
Вместе с числом посетителей сайта увеличивается и цитируемость в СМИ: последние годы «Парламентская газета» входит в топ-10 самых цитируемых российских изданий по версии авторитетной компании «Медиалогия». Седьмое место в рейтинге говорит о большом количестве ссылок на материалы газеты в других средствах массовой информации. Причина доверия журналистов других изданий к газете в том, что «Парламентская» никогда не ссылается на анонимные и «неназванные» источники информации, тщательно проверяет достоверность фактов в своих публикациях.
Обсудить резонансные законопроекты и задать вопросы их авторам можно в современном мультимедийном пресс-центре «Парламентской газеты». Депутаты, сенаторы и эксперты вот уже больше десяти лет проводят в его стенах брифинги и круглые столы, которые транслируются на сайте издания и в соцсетях. Причем вопросы для гостей пресс-центра читатели могут задать заранее в электронном виде. Получается еще один прямой канал связи избирателей с народными избранниками без запретных тем и цензуры.
Развиваем и классическую бумажную версию газеты, над созданием которой в течение прошедших 25 лет работало несколько поколений журналистов и редакторов. В то время, когда многие издания полностью уходят в интернет, «Парламентская» наращивает аудиторию печатных выпусков. В планах — более активное развитие издания в регионах и расширение корреспондентской сети. Для редакции важно доносить до федеральных парламентариев мнение жителей самых дальних уголков страны о том, как работают новые законы, в какой корректировке они, возможно, нуждаются.
Александр Коренников, главный редактор: «Как-то уже много лет назад один из коллег мне посочувствовал. Мол, у всех «нормальных» газет — два, три, максимум четыре учредителя, а у «Парламентской» 450 учредителей в Госдуме и почти 180 в Совфеде. Мне эта мысль показалась очень интересной, ведь за каждым депутатом и сенатором стоят десятки или даже сотни тысяч избирателей. Значит получается, что опосредованно все они — наши учредители, акционеры. И тогда стало очень просто сформулировать, для кого мы должны делать газету — для обычных людей. В итоге выходит, что мы — самая народная газета в стране».
Читайте также:
• «Парламентская газета» появится в Национальной электронной библиотеке
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Сергей Нарышкин