На какой статье бюджета можно сэкономить?
Вопрос недели
Одним из основных вопросов, традиционно обсуждаемых законодателями в период осенней сессии, является Федеральный бюджет. В преддверие жарких дебатов, которые как обычно развернутся в залах заседаний Госдумы и Совета Федерации по поводу распределения государственных средств, мы попросили сенаторов и депутатов Госдумы поделиться с нами своим представлением о том, какие статьи российского бюджета можно подсократить.
Вопрос недели: На какой статье бюджета можно сэкономить?
Ольга Баталина, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция «Единая Россия»:
- Сэкономить можно на содержании аппарата чиновников. Сегодня огромное количество времени и сил у государственного аппарата всех уровней уходит на оформление разных отчётов, документов, бумаг. Но федеральный закон предписывает повсеместное внедрение электронных технологий и при документообороте, и при оказании государственных и муниципальных услуг. Так что объём работы госслужащих сократится, и расходы на их содержание тоже можно сократить.
Татьяна Москалькова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, фракция «Справедливая Россия»:
- Нельзя экономить на социальной сфере, правоохранительной системе и военнослужащих. Вообще, надо не экономить, а составлять достойный и сильный бюджет. Я не вижу, какие расходы можно сократить — и так не шикуем. Многие говорят, что можно сократить расходы на госслужащих. Я с этим не согласна, потому что такая экономия закончится коррупцией. Управлять государством, отраслью, сектором экономики или политики — сложная и ответственная работа. Это не менее сложно, чем поднимать коммерческую структуру или работать инженером на заводе. Мы уже давно говорим о том, что коррупция во многом основана на низкой зарплате. А в чрезвычайных ситуациях наподобие наводнения на Дальнем Востоке нужно использовать средства Резервного фонда. Важно при этом наладить жёсткий контроль за использованием бюджетных средств.
Владимир Бурматов, член Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция «Единая Россия»:
- Я сейчас занимаюсь очень интересным вопросом распределения субсидий, которые предоставляются федеральным госслужащим на приобретение жилья. Размеры этих субсидий иногда исчисляются даже не миллионами, а десятками миллионов рублей. На эти деньги можно купить не квартиру в Москве, а приличный загородный дом. В каждом министерстве около ста человек получают жилищные субсидии. Со стороны ряда министров, в том числе со стороны министра образования, есть случаи, которые напоминают распределение жилья в пользу не нуждающихся, а лояльных чиновников. Вот на этом можно сэкономить. Учитывая нашу армию чиновников и астрономические суммы субсидий, получим неплохую экономию. Я занимаюсь проверкой эффективности этого процесса. Очевидно, что он непрозрачный, коррупционный и связанный со злоупотреблениями. На мой взгляд, в целом расходы на госаппарат могут подлежать пересмотру и частичному секвестированию.
Константин Сурков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:
- Я считаю, что у нас в бюджете нет статей, которые не нуждаются, наоборот, в дополнительном финансировании. Это касается и здравоохранения, и поддержки малообеспеченных семей, и сельского хозяйства, и обеспечения промышленного сектора. Любые статьи бюджета несут в себе огромную социальную нагрузку. И вы не услышите ни от одного гражданина, что в России — избыточные средства расходуются на ту или иную область жизни.
Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
- Уверен, что можно сэкономить на статьях, определяющих расходы на развитие высоких технологий в России. Ежегодно порядка 100 миллиардов рублей бюджетных денег тратится на информатизацию ведомств, содержание информационных систем и создание новых. Но, по оценкам экспертов, 50 процентов этой суммы — это расходы на инфраструктуру, то есть 50 миллионов рублей. Эти деньги идут на аренду каналов связи и центров обработки данных, другого оборудования. Ведомств много, а каналы берутся у одного оператора, и каждое ведомство платит за канал отдельно. Соответственно, если Минкомсвязи в будущем централизует эту систему на все ведомства, то будет существенная экономия средств бюджета.
Людмила Бокова, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
- Думаю, то нужно максимально сохранить все бюджетные обязательства, которые были даны ранее. Тем более что парламентарии скоро будут обсуждать Бюджет на три года вперёд. Поэтому не хотелось бы сокращения статей. Уже приняты определённые решения, нацеленные, как минимум, на эффективное использование тех ресурсов, которые у нас есть. И, если эта структура не будет нарушена, то вполне можно обойтись без сокращений бюджетных средств.
Михаил Старшинов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей, «Единая Россия»:
- Легче всего можно сэкономить на госзакупках. Это одна из тех сфер, где очень высока коррупционная ёмкость. А вообще надо совершенствовать саму систему госзакупок, и проводить оптимизацию чиновничьих расходов.
Анатолий Локоть, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, КПРФ:
- Есть две расходные части Бюджета, которые не помешало бы урезать. Первая — отчисления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а вторая — содержание аппарата Правительства. Правила бюджетных отчислений давно пора пересмотреть.
Иван Грачёв, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, «Справедливая Россия»:
- Если учесть, что цены на нефть растут с каждым днём, и в ближайшее время эта тенденция не изменится, то и бюджетного дефицита быть не может. Искусственно его создавать не нужно. Для этого вообще нет предпосылок.
Подготовила Мария Соколова, Ксения Редичкина