В Госдуме предложили отменить третью смену в школах
А оптимизацию вузов — остановить
Парламентарии призывают Министерство образования и науки решить проблемы ликвидации аварийных школ, необоснованного закрытия вузов и отмены обучения в третью смену. Об этом шла речь на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.
Учёба в третью смену вредит здоровью
В Минобрнауки предполагают, что до 2024 года в связи с увеличением рождаемости необходимо будет обеспечить дополнительно шесть миллионов школьных мест. Об этом сообщил замминистра образования и науки Александр Повалко, представляя доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 году в думском Комитете по образованию и науке. В связи с нехваткой школьных мест во многих школах есть вторые и даже третьи смены. Эта ситуация возмущает многих депутатов Госдумы – они предлагают отменить третью смену. «Обучение в третью смену противоречит физиологической активности человека», – сказал Геннадий Онищенко. Особенно недопустимо такое обучение для младших школьников, говорит он. Ещё хуже, чем обучение в третью смену, обучение в аварийных и ветхих школах, считает зампредседателя комитета Любовь Духанина. «Надо забирать оттуда детей. Когда дети учатся в условиях риска для жизни, это недопустимо», – говорит она.
Вузы ликвидируют «аккуратно»
В этом году ликвидация и слияние вузов продолжится, «обрадовал» парламентариев замминистра. «В этом году мы более аккуратно относимся к принятию решений по закрытию и слиянию вузов и филиалов», – сказал Повалко. Однако до 2017 года, по его словам, согласно программе Правительства, принятой ранее, планируется закрыть 100 филиалов вузов. Эта ситуация вызывает критику многих депутатов. «Система мониторинга закрытия и слияния вузов не совсем продуманна, эти моменты оказались нерешёнными», – говорит член Комитета Госдумы по образованию и науке, единоросс Гаджимет Сафаралиев. Глава комитета Вячеслав Никонов также отмечает, что по критериям слияния и закрытия вузов у депутатов комитета было достаточно много противоречий с Минобразования и науки. «Но пока новый министр Ольга Васильева не собирается проводить никакой оптимизации и никаких слияний – эти вопросы остановлены. И это правильно, надо было давно сделать», – считает депутат.
Депутаты надеются: ситуация в сфере образования изменится
Вообще многие депутаты Госдумы связывают большие надежды на позитивные изменения в системе образования с приходом нового министра Ольги Васильевой. «Надеемся, что заявления нового министра будут реализованы и ситуация начнёт улучшаться, не считая финансовой, потому что финансы зависят больше от Минфина и главы Правительства, чем от министра образования», – говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, коммунист Олег Смолин. Образовательная политика последних лет скорее мешала российскому образованию, чем помогала, уверен он. «Доля финансирования образования по всем показателям снижалась. Денег в образовании реально стало меньше», – говорит Смолин. Вторая ключевая проблема образования – это его бюрократизация, считает депутат. Кроме того, реальный статус педагогического работника после существенного повышения в 2012 году снижается, при этом его нагрузка очень высока – 28 уроков в неделю. «Почти за два года с лета 2014 до весны 2016 года из 2,5 тысячи вузов и филиалов закрыли 1100. Значительная часть ребят-студентов оказалась на улице без возможности продолжить образование и трудоустроиться», – возмущён депутат. Он надеется, что эти проблемы будут решены при нынешнем министре.
Надо не разрушать созданное веками и годами, не слепо следовать за англо-американской школой, а брать лучшее, что у нас есть
«На данный момент у нас нет никаких разногласий с новым руководством Министерства образования и науки, у нас полное взаимопонимание в отличие от предыдущего руководства», – говорит глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Все те тезисы, которые озвучивает новый министр Ольга Васильева, неоднократно звучали на заседаниях Комитета Госдумы по образованию ещё в прошлом созыве, напомнил он.Сегодня в нашем образовании есть как позитивные, так и негативные изменения, считает Гаджимет Сафаралиев. «Увеличилось финансирование именно в том направлении, в котором надо, – строительство школ, детских садов, здесь улучшается инфраструктура», – говорит депутат. В том, что касается увеличения финансирования высшей школы, были созданы национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, сейчас будут создаваться опорные университеты, ориентированные на решение задач региональных экономик. «Система образования развивается. Но есть и отрицательные моменты. Надо не разрушать созданное веками и годами, не слепо следовать за англо-американской школой, а брать лучшее, что у нас есть. Я думаю, это будет полезно», – заключил Сафаралиев.
Ещё материалы: Любовь Духанина, Гаджимет Сафаралиев, Вячеслав Никонов, Геннадий Онищенко