Иностранцев предложили наказывать за незаконные следственные действия
Законопроект: № 462337-8
В Государственную Думу внесен законопроект о введении уголовной ответственности за проведение на территории России следственных действий по инспирируемым из-за рубежа уголовным делам. Соответствующий документ опубликован 18 октября в электронной базе палаты.
Как писала «Парламентская газета», в понедельник депутат анонсировал внесение такого предложения.
Соавторами инициативы стала группа депутатов, в том числе член Комитета по государственному строительству и законодательству Дмитрий Вяткин, председатель Комитета по обороне Андрей Картаполов, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Согласно законопроекту, предлагается ввести уголовную ответственность за сбор доказательств, проведение допросов и оперативно-разыскных мероприятий в обход установленного порядка, а также получение от россиян материалов для дактилоскопических, генетических и иных исследований и попытки выманить граждан за рубеж для последующего ареста.
Речь идет о проведении указанных действий иностранцем или должностным лицом международной организации, в которой Россия не принимает участие. В качестве меры наказания за деяние предлагается назначать штраф в размере от 500 тысяч до двух миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
«Как и обещал, внес вместе с коллегами в Государственную Думу анонсированный ранее проект изменений в Уголовный кодекс РФ. Он предусматривает введение уголовной ответственности за незаконное проведение на территории нашей страны следственных действий по инспирируемым за рубежом уголовным делам», — написал Пискарев в своих соцсетях.
При этом депутат подчеркнул, что указанная мера ответственности будет грозить в том случае, если в действиях гражданина отсутствуют признаки шпионажа, в противном случае наказание будет более суровым.
Со своей стороны, зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев заявил, что в настоящее время не все государства подчиняются порядку, согласно которому нельзя проводить следственно-оперативные действия на территории других стран.
«Мы в свое время не ратифицировали Будапештский меморандум, где считалось возможным, что государство может проводить расследования на территории других стран, не соблюдая их законодательство. А США этот принцип длинной руки у себя закрепили и применяют, когда арестовывают граждан на территориях третьих и увозят их к себе, чтобы судить», — рассказал депутат.
В этой связи он подчеркнул, что законопроект направил на защиту суверенитета России.
А член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин пояснил, что законопроект вводит ответственность за любые действия, которые направлены на исполнение решений непризнанных в России судов, трибуналов, прокуроров и иных должностных лиц, при этом ответственность будет касаться как граждан РФ, так и иностранцев.
«Есть еще такое понятие в уголовном праве, как пособничество, по ней граждане также могут быть привлечены к ответственности», — добавил депутат.
Зампред думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что сейчас особенно важно защитить военнослужащих. «Уже есть попытки со стороны правоохранительных органов недружественных государств организовать сбор доказательств преступлений, якобы совершенных российскими военнослужащими и должностными лицами в связи с проведением СВО", — рассказал он.
Парламентарий добавил, что такие изменения, в том числе, поспособствуют пресечению утечки персональных данных.
В своем отзыве Верховный суд поддержал законопроект и отметил, что не имеет к нему замечаний и предложений.
А правительство РФ подчеркнуло, что поддерживает инициативу только при условии доработки законопроекта. Так, в кабмине указали, что достижение целей законопроекта может быть осложнено тем, что вопрос привлечения к ответственности сотрудников дипломатических учреждений, обладающих иммунитетом, регулируется международным правом.
Кроме того, отмечается проблема неопределенности, связанной с квалификацией действий в качестве следственных и процессуальных вне установленного уголовно-процессуального регулирования. В этой связи предлагается уточнить отдельные формулировки законопроекта. Наконец, предлагаемый состав преступления, сообщили в кабмине, содержит отдельные признаки преступлений, уже предусмотренных действующим законодательством в рамках статей о шпионаже и оказании содействия международным организациям, в которых РФ не участвует.
Читайте также:
• Россия поделится со странами СНГ перечнем нежелательных НПО и иноагентов
Ещё материалы: Василий Пискарев , Андрей Картаполов, Дмитрий Вяткин, Александр Хинштейн