Самозанятым без статуса ИП предложили разрешить перевозку грузов
Законопроект: № 595821-8
Самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП), предложили допустить к перевозкам грузов с помощью транспортных средств с допустимой максимальной массой от 2,5 тысяч до 3,5 тысячи тонны. Такой законопроект внес в Госдуму председатель Комитета палаты по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
В настоящее время самозанятым, не имеющим статуса ИП, запрещена перевозка грузов. Чтобы заняться грузоперевозками, физическим лицам необходимо зарегистрироваться как ИП либо открыть свою компанию (юрлицо).
Как пояснил депутат, в МВД России зарегистрированы 6,79 миллиона грузовых автомобилей, которые принадлежат 250—300 тысячам собственников. В 2023 году в общей работе транспортного комплекса подавляющий объем грузоперевозок (73,6% или 6,2 миллиарда тонн) приходился на автомобильный транспорт. Президент Владимир Путин своим указом от 7 мая 2018 года поставил задачу по снижению к 2024 году в сравнении с 2017-м смертности от ДТП в 3,5 раза.
При этом в 2023 году в авариях, произошедших из-за нарушений водителями грузовиков правил дорожного движения, погибли 1588 человек, что в девять раз больше количества жертв ДТП, случившихся по вине водителей пассажирских автобусов (176 человек).
Основной причиной сложившейся ситуации депутат считает отсутствие должного контроля за грузоперевозками в связи с отменой лицензирования и введением с 2009 года требования об уведомлении о начале перевозочной деятельности в порядке, установленном законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По информации Ространснадзора, на 2 апреля 2024 года только 46 121 автовладельцев (или менее 20% от их общего числа) уведомили о том, что они занимаются грузоперевозками. Соответственно, должного контроля за деятельностью 80% грузоперевозчиков и используемыми ими для перевозок грузов в настоящее время нет, говорится в пояснении к законопроекту.
Так, более 60% перевозок грузов в России фактически проводится по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют их по договорам аренды. При этом 56,2% грузовых автомобилей зарегистрированы на физических лиц. Таким образом, добросовестные перевозчики, уведомившие власти о своей деятельности, находятся в неравных условиях с нелегальными, отмечает автор законопроекта.
Законопроект призван обеспечить прозрачность в деятельности грузоперевозчиков за счет включения сведений о них и используемом ими транспорте в общедоступный единый реестр перевозчиков грузов. Предполагается, что исключение сведений о них из реестра повлечет и прекращение права на грузоперевозки.
Согласно законопроекту, перевозчики будут представлять уведомления о своей деятельности через личный кабинет на портале госуслуг. Кроме того, инициатива предусматривает допуск к перевозкам грузов самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями с помощью автомобилей с предельной допустимой массой от 2,5 тысячи до 3,5 тысячи тонн. Они также должны будут подать уведомление о начале проведения грузоперевозок и при этом соблюдать те же требования об обеспечении безопасности перевозок, которые предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Разработчик документа рассчитывает, что его принятие повысит качество и безопасность грузоперевозок автомобильным транспортом, а также обеспечит дополнительные поступления в бюджет.
В случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Читайте также:
• Президент призвал развивать сферу транспорта на фоне роста торговли с КНР • Путин поручил освободить от платы за дороги транспорт с гумпомощью для СВО
Ещё материалы: Евгений Москвичев