Гриценко: Куликово поле — главный экспонат
Директор музея-заповедника рассказал, как будут отмечать 640-ю годовщину сражения, изменившего историю нашей страны
Традиция проводить на Куликовом поле воинский парад и молебен в честь погибших воинов ведёт своё начало с XIX века. О том, как пройдёт праздник в 2020 году и новых форматах работы музея-заповедника «Куликово поле», директор учреждения, лауреат Государственной премии РФ Владимир Гриценко рассказал в рамках авторского проекта «О культуре в Год памяти и славы» члена Комитета Госдумы по культуре Наталии Пилюс в «Парламентской газете».
- Владимир Петрович, в этом году наша страна отмечает 640-ю годовщину Куликовской битвы, и центром праздничных мероприятий станет музей-заповедник, расположенный на месте этого исторического сражения. Что для вас означает патриотическое воспитание и какую роль в нём играет возглавляемый вами музей?
- Нашему народу пришлось выстоять великое множество сражений. Но Куликовская битва — особенная, так как символизирует не просто победу русского оружия, а победу духа единства. По образному выражению историка Льва Гумилёва, на Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне…, а ушли с него — русские. Это событие стало краеугольным камнем русского национального самосознания, таким же, как для американцев является сражение при Банкер-Хилле, для сербов — битва на Косовом поле и так далее. Именно поэтому 20 сентября десятки тысяч людей приезжают в Тульскую область.
Напомню, традиция отмечать годовщину сражения ведёт начало с середины XIX века, когда на Красном холме воздвигли памятник — колонну Дмитрию Донскому. С тех пор в этот день проводят воинский парад и молебен в честь погибших воинов, проводят Краснохолмскую ярмарку.
Ключевым моментом праздника является театрализованная реконструкция эпизодов сражения, участники которой добираются из больших и малых городов России. Они не просто демонстрируют свои великолепные доспехи и навыки ведения боя, а воссоздают живую картинку из далёкого прошлого.
Ключевым моментом праздника является театрализованная реконструкция эпизодов сражения, участники которой добираются из больших и малых городов России
В этом году на территории заповедника будет работать несколько площадок. Праздник пройдёт на пяти сценах, расположенных на территории порядка 40 гектаров. Это позволит нам разнести мероприятия так, чтобы не создавать столпотворений. Мы подключаем волонтёров, которые будут раздавать посетителям маски и помогут им проходить через специальные коридоры.
Даже в сложных условиях пандемии у нас есть возможность организовать торжество с соблюдением всех норм. Так, мы не будем полностью заполнять трибуны и ограничим посещение музея. У тех, кто не сможет посетить экспозицию 20 сентября, будет возможность приехать туда в другой день. После праздника музей будет работать с удлинённым графиком.
Напомню, в годовщину Куликовской битвы в Тульской области пройдёт много интересных проектов. Так, гостей ждут экспозиционная площадка в Епифани, музейный квартал в Туле, подразделения музея «Ясная поляна» и Поленовского музея. Благодаря такому средоточению музеев — на все вкусы и пристрастия — Тула уже сегодня завоевала популярность среди туристов. Не сомневаюсь, что в будущем город станет одним из самых посещаемых в ближнем Подмосковье.
- Расскажите о том, как создавалась концепция нового музейного комплекса, оснащённого по последнему слову техники. Кто выступал идеологом и формировал коллекцию?
- Напомню, в 2015 году открылся новый музей «Куликово поле", самым главным экспонатом которого является само поле сражения… Не скрою, раньше было обидно, когда после экскурсии гости спрашивали: «А где же само поле?» Поэтому нам необходимо было найти такой вариант строительства нового музея, чтобы всё внимание посетителей было приковано к месту сражения.
Это удалось архитектору Сергею Гнедовскому. В его проекте доминанта горизонтальная — наше здание музея со смотровой площадкой, куда можно подняться на лифте. А главная дорога ведёт к Куликову полю. Что касается коллекции, каждый год фонды музея пополняются на тысячу предметов. Это — итог археологических экспедиций нашего музея и коллег из Государственного исторического музея.
- Последние события, связанные с распространением коронавируса, перевернули наш образ жизни, как и во всём мире. Как работал музей во время пандемии? Какие новые форматы вы использовали?
- В условиях пандемии мы не отказались от общения с посетителями, но придумали другие форматы работы. Так, появилась рубрика «Рассказы по истории» — короткие, по 10 минут, ролики об истории Куликовской битвы. Другое новшество — рубрика «Вопросы и ответы», где мы систематизировали часто задаваемые вопросы наших посетителей. Все фестивали — патриотической песни, фольклорный и другие — проводим в онлайн-формате… Таким образом, за последние месяцы был выработан целый арсенал самых разных вариантов проведения мероприятий, которые, надеюсь, останутся в нашем рюкзаке и после победы над коронавирусом.
- Вы очень хорошо знаете проблематику музейной отрасли, а ваши предложения по работе гидов-переводчиков переданы разработчикам соответствующего законопроекта. Какие ещё проблемы вы хотели бы донести до законодателей?
- Одна из главных, на мой взгляд, проблем — забюрокраченность отрасли. Убеждён, невозможно деятельность музея оценивать по количественным характеристикам и абсолютизировать финансовую составляющую.
Понятно, что музей — это ещё и экономический субъект, и на многие «забавы» сегодня надо зарабатывать средства. Но это приводит к коммерциализации деятельности учреждения культуры. А мы, подчеркну, созданы государством для жителей нашей страны. Показатели посещаемости всегда существовали, но раньше они скорее были в области статистики, а не в содержании госсзадания.
Невозможно деятельность музея оценивать по количественным характеристикам и абсолютизировать финансовую составляющую
Именно поэтому я последовательно выступаю за разбюрокрачивание музейной сферы. Увеличением количества выставок и заработанных рублей мы не достигнем целей патриотического воспитания. Его эффективность измеряют совершенно иными критериями. Например, когда в книге отзывов посетитель пишет: «Я горжусь нашей страной».Ещё одна важная тема, которая требует дискуссии и принятия законодательного решения, — сохранение музейных коллекций. Её невозможно решить без серьёзной программы сохранения исторической памяти и строительства фондохранилищ. Очень важно, чтобы от нашего парламента исходили инициативы, которые содержат ответы на эти вопросы.
Беседовала Наталия Пилюс