Медкабинеты в школу вернутся не скоро
Вначале необходимо определить, кто именно должен за них отвечать, признали на парламентских слушаниях в Госдуме
Как вернуть во все школы страны врачей и медсестёр, парламентариям и экспертам пришлось обсуждать в то время, когда в СМИ появилась информации об очередном несчастном случае со школьницей.
Врачи покинули школы
Прокуратура начала проверку по факту получения 10-летней ученицей из Мурманска травмы на уроке физкультуры.
«По предварительным данным, девочка получила травмы позвоночника при падении вместе с турником на уроке физкультуры, — цитирует ИА Regnum представителя прокуратуры области. — В настоящее время проводится проверка соблюдения школой требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних во время образовательного процесса. С учётом полученных данных к виновным будет незамедлительно принят комплекс мер прокурорского реагирования».
Травмы в школах ученики получают регулярно. Причём нередко оказать детям первую медпомощь в самих образовательных организациях оказывается некому. От медкабинетов, врачей и медсестёр многим школам пришлось отказаться.
Как пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, медкабинеты начали исчезать из школ после того, как были приняты закон об охране здоровья граждан и новый закон об образовании. «Тогда мы фактически доверили организацию оказания медпомощи только системе здравоохранения. После этого школы были вынуждены убрать медиков из своего штатного расписания, а чтобы медкабинеты у них всё же остались — передать для этого в систему здравоохранения полностью оборудованные помещения (либо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. — Прим. ред.), — рассказала депутат. — При этом Министерство здравоохранения утвердило такой перечень оборудования, который должен быть в этих кабинетах, что во многих регионах просто не хватало средств, чтобы его закупить — прежде школьные врачи и медсёстры обходились гораздо меньшим количеством инструментов».
И вопрос с медкабинетами сам собой подвис в воздухе. По данным Роспотребнадзора, по состоянию на 1 января 2015 года только 60 процентов образовательных организаций России имели лицензии на осуществление медицинской деятельности. Из них в 29,3 процента случаев лицензии были предоставлены непосредственно образовательным организациям, а в 70,2 процента — медицинским организациям для работы в медкабинетах школ и детсадов.
В результате, по словам председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, во многих школах заботиться о здоровье учеников сейчас, по сути, приходится учителям. «А как они могут с этой задачей справиться, если врача мы готовим шесть лет? — поинтересовался депутат. — Почему мы вдруг взяли и, по сути, возложили на учителей обязанность проводить и диагностику, и оказывать первую помощь?»
По остаточному принципу?
«Необходимо как можно скорее восстановить должность медсестры в штатах школ и детсадов и прикрепить к этим образовательным организациям постоянного медработника», — призвала член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. Возврат медкабинетов в школы предусмотрен «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённой президентом Владимиром Путиным четыре года назад. Тем не менее сдвинуть воз с мёртвой точки заинтересованным ведомствам не удалось до сих пор.
Пока неясно даже, кто должен формировать госзадание для этих специалистов. «Система образования не может формировать госзадание на медицинскую деятельность, а медицинская сфера не может формировать госзадание для образовательных организаций», — пояснила заместитель директора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Петрунина. Перераспределить функции между участковым педиатром и школьным врачом призвала директор департамент медицинской помощи детям Минздрава России Елена Байбарина. По словам эксперта, если педиатр должен лечить, то школьный врач «регулировать профилактическую среду». А чтобы вакансии медработников в школах не оставались пустыми, эксперт призвала подумать над увеличением их зарплат. «Пока что средняя зарплата участкового врача — 36—37 тысяч рублей, а школьного врача — 22 тысячи рублей», — пояснила она. «Кадровые проблемы в системе здравоохранения сохраняются, и именно школа получает специалистов по остаточному принципу», — признала заместитель председателя Госдумы Ольга Епифанова.
В то же время Епифанова отметила, что первые шаги для решения проблемы уже предпринимаются. В частности, со следующего года начнётся подготовка специалистов по новой специальности «бакалавр-школьная медицина».
А до того как врачи и медсёстры появятся во всех образовательных организациях, член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасимено предложил пополнить школьную программу новым предметом — уроком здорового образа жизни. «Сейчас это важнее, чем ОБЖ. На ОБЖ детей учат выживать в лесу, на уроке здорового образа жизни школьников можно будет учить тому, как сохранить здоровье в повседневной жизни», — уверен парламентарий.
Ещё материалы: Алёна Аршинова, Любовь Духанина, Николай Герасименко