Сельскую школу не закроют без согласия жителей
На рассмотрении Госдумы находится сразу два законопроекта, регламентирующих эту процедуру
По данным Росстата, за прошедший год количество школьников в нашей стране увеличилось на миллион, а школ стало меньше на 1300. Причём если в крупных городах школы и сады чаще всего не закрывают, а объединяют в конгломераты, то в сельской местности прослеживается иная тенденция.
Школа, топоры и волки
Подушевое финансирование автоматически делает сельскую школу с 10–50 учениками нерентабельной, и после того, как она закрывается, дети вынуждены либо переезжать в крупные населённые пункты и учиться там в интернатах, либо думать, как добираться до ближайшей школы, которая может находиться в десятках километров от их дома. Предполагается, что власти должны предоставить им для этого транспорт, но сделать это нередко не удаётся: нет автобусов и машин, плохие дороги, не хватает денег на топливо.
В начале ноября прокуратура Бурзянского района Башкирии начала проверку сообщений о детях из села Верхний Нугуш, вынужденных, после того как там были закрыты средние и старшие классы, ходить в школу в соседнюю деревню через лес. А чтобы ученики могли защититься от волков, родители выдали им топоры.
«Установлено, что указанная деревня расположена в труднодоступной горной лесной местности и состоит из 15 домов. Пятеро детей в возрасте от 12 до 15 лет из данного населённого пункта обучаются в соседней деревне Галиакберово, которая находится в 15 км, – сообщила пресс-служба прокуратуры. – В связи с необеспечением реализации установленного законом принципа доступности получения детьми среднего общего образования прокуратура внесла в адрес районной администрации представление с требованием устранить нарушения законодательства. В ходе прокурорской проверки администрация района выделила школе внедорожник марки «УАЗ».
Закон предложено усовершенствовать...
Действующий Закон «Об образовании» гласит, что ликвидировать или реорганизовать сельскую школу или детсад власти имеют право только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения и с «учётом мнения схода местных жителей». При этом документ не предписывает, что мнение это должно быть непременно положительным. То есть власть может получить от граждан и отрицательный отзыв, его учесть, но школу или детсад всё равно закрыть.
Кроме того, законопроект Олега Смолина предусматривает возможность «при принятии соответствующего решения сходом граждан, проживающих в сельском поселении, заново открыть ликвидированные начиная с 1 января 2015 года сельские школы, сельские дошкольные организации или их филиалы».
«В 2005–2006 годах, по данным Росстата, в нашей стране было 40 тысяч 700 сельских школ. За прошедшие 10 лет это число сократилось до 26 тысяч 100. Таким образом, число сельских школ за это время уменьшилось на 36 процентов, – указал депутат. – Исчезновение сельских школ в конечном счёте ведёт к вымиранию сельских поселений в России. Поэтому, если мы хотим сохранить и возродить российское село, необходимо прежде всего защитить сельскую школу».
…но сделать это без спешки
Эти законопроекты сегодня, 14 ноября, сенаторы обсудили на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
«Я сталкивался с ситуацией, когда мнение жителей при обсуждении вопроса о закрытии или реорганизации школы не просто не принималось во внимание, а игнорировалось. Им чуть не прямым текстом говорили: «Вы можете думать что угодно, но решение принимаем мы», – рассказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Марков.
В то же время, по мнению его коллеги Александра Волкова, региональные власти заинтересованы в том, чтобы все дети получили качественное образование, и если комиссия по оценке последствий такого решения согласилась с тем, что ту или иную школу нужно закрыть, то для этого имелись веские основания. «Как показывает практика, после этого власти субъектов переводят детей в такие школы, где им обеспечат высокий уровень знаний», – сказал он.
Ещё материалы: Олег Смолин