Куда уходят деньги в образовании
Парламентский контроль
В Государственную Думу внесён законопроект, согласно которому Правительство должно ежегодно отчитываться перед Федеральным Собранием о положении дел в российском образовании.
Действующее законодательство уже обязывает кабмин регулярно рассказывать депутатам о проведении государственной политики в сфере культуры, здравоохранения и экологии, а также присылать парламентариям ряд национальных докладов, к примеру о ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства. Теперь дошла очередь и до образования.Только за 2013 год общая стоимость заключённых контрактов Министерства образования и науки составила около 38,5 миллиарда рублей, напомнила автор законопроекта, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая: «Это огромные средства, они предназначаются детям, и мы должны иметь исчерпывающую информацию о том, на что и как они потрачены».
Согласно Закону «Об образовании в РФ», Правительство и так должно держать депутатов в курсе того, что происходит в отрасли. Однако как именно подобные отчёты нужно предоставлять, законодательство умалчивает. Нет в нём и требования к Минобрнауки презентовать доклад устно, чтобы в случае необходимости парламентарии могли задать представителю ведомства уточняющие вопросы. А значит, процедура нуждается в дополнительной регламентации, решили в Государственной Думе.
Если закон примут, доклад будет представляться обеим палатам парламента ежегодно не позднее 1 июля. Информацию придётся озвучивать на заседании Госдумы с участием представителей Правительства и аудитора Счётной палаты.
С такой постановкой вопроса согласны многие депутаты. Доклады, которые сейчас присылает Минобрнауки в профильный комитет Госдумы, своей оптимистичностью разительно отличаются от внутриведомственных отчётов министерства, сказал корреспонденту «Парламентской газеты» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин. В документе должны описываться системные проблемы российского образования, а не «сваливаться всё в одну кучу», считает он. «К примеру, в докладе стоило бы больше внимания уделить проблеме госфинансирования системы образования. Пока что по этому показателю мы занимаем предпоследнее место среди развитых стран мира. Ни одному государству не удалось провести полноценную модернизацию образования, если в бюджете на эту сферу выделялось меньше семи процентов. У нас всего четыре процента», - констатировал депутат.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов считает, что «в первую очередь в докладе ведомства необходимо отражать следующие моменты: что именно делается для того, чтобы повысить качество образования, как изменяется ситуация с зарплатами учителей, модернизируется ли материальная база вузов, совершенствуются ли критерии, по которым проводится мониторинг высшей школы».
Есть ряд вопросов к правительственным чиновникам и у заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Александра Волкова. «Большую тревогу вызывает намерение ведомства закрыть 40 процентов вузов и 80 процентов их филиалов, - отметил сенатор. - Очень хотелось бы постоянно и из первых рук узнавать, как продвигается этот процесс и какие именно институты и университеты будут лишены лицензий».