Автомобилистам включат двойной счётчик
Встречная полоса
Законопроект об отмене транспортного налога может быть внесён в Государственную Думу до конца весенней сессии
Об этом заявил глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв. По его словам, размер транспортного налога надо включить в цену горюче-смазочных материалов. Снизит или увеличит это затраты автомобилистов, обсуждали законодатели и эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Счёт, пожалуйста
Схема взимания налога через стоимость топлива применяется во многих странах. Это позволяет получать живые деньги практически немедленно. Идея вроде бы привлекательная: кто много ездит, тот больше платит. Регионы, в которых движение интенсивное (а значит, люди чаще заправляют свои машины), собирают больше денег, которые в том числе идут на строительство и ремонт дорог.Однако в России не всё так просто. Транспортный налог, введённый в 2003 году, должен был стать основным источником финансирования дорожной отрасли, поскольку перечисляется местными властями в региональные дорожные фонды. Но так и не стал. «Часть средств от региональных властей не доходит до дорожных фондов, — утверждает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Тен. — Здесь можно говорить о нарушении финансовой дисциплины в некоторых субъектах РФ».
Большинство автовладельцев (до 80 процентов) ездят на «жигулях» и недорогих иномарках с объёмом двигателя (к которому и привязан транспортный налог) от 65 до 117 лошадиных сил. Таких машин в стране примерно 27-28 миллионов. Они платят в казну от 700 до 2500 рублей в год.
«Я поднял отчёт о выполнении бюджета за 2103 год, — сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Там две цифры по транспортному налогу: более 106 миллиардов поступает от физических лиц и 25 миллиардов — от фирм и предприятий. То есть в сумме — чуть больше 130 миллиардов. В стране потребляется примерно 70 миллионов тонн бензина и дизельного топлива. Для того чтобы собрать те же деньги, цену топлива нужно увеличить как минимум на 2 рубля 36 копеек за литр, включая НДС. Вероятнее всего, обсуждаемая инициатива — это не забота об автомобилистах, а желание пополнить бюджет».
Обычный российский автолюбитель в среднем проезжает за год примерно 25 тысяч километров. Опять-таки при среднем расходе 10 литров на 100 километров он тратит на это около трёх тонн топлива. Получается, что, если цена бензина увеличится на 2,36 копейки, автовладелец дополнительно потратит 7080 рублей в год.
Замена транспортного налога на включение дополнительных сборов в бензин — «вредная идея», убеждён член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Ушаков. «Это ударит по кошельку не только автомобилистов, но и тех, у кого нет машины, — считает он. — Ведь увеличение стоимости топлива повысит и транспортную составляющую цены вообще любого товара. И значит, что «исчезнувший» транспортный налог распределится на каждого из нас».
Оплати манёвр!
Пять лет назад власти уже не исключали полной отмены транспортного налога. В качестве компенсации за его возможную отмену ввели акцизы на бензин. Но… Налог отменять не стали, что до сих пор вызывает негодование многих автомобилистов. «Уважаемые автовладельцы, за отсутствие этого налога мы уже платим пять лет, поэтому вправе требовать его отмены! — заявил руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Акцизы-то есть. Вопрос в том, почему транспортный налог до сих пор действует?»Кстати, акцизы на топливо с 2011 года уже несколько раз повышали, а в прошлом декабре был введён так называемый налоговый манёвр. Суть его — в увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что приведёт к постепенному повышению цены бензина. В конце прошлого года Правительство признало, что в 2015 году это вызовет стоимость бензина минимум на 3 рубля за литр. Правда, глава Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева и депутат Андрей Крутов в своём письме премьеру предрекли 20-процентный рост цен в первом полугодии 2015 года (до 45 рублей за 1 литр), а к концу 2015 года — до 50 рублей.
«Наша налоговая система заимствовала худшее из опыта Европы и США, — убеждён председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачёв. — «Налоговый манёвр», по моему мнению, уже привёл к дефициту бюджета. Он дал регионам минус 200 миллиардов рублей годовых. Нужно признать, что решение было неверным. Если прекратить «манёвры», можно будет отменить и транспортный налог, и не повышать акциз».