Пленарное заседание Госдумы

14:29Москва получит часть полномочий по управлению центром «Сколково»

14:17Госдума приняла бюджет для людей

14:02Госдума приняла закон о бюджете Социального фонда

Лихачёвские чтения конъюнктурщикам не нужны

Форум

15.05.2014 20:56

В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов спорили о диалоге культур и решали, куда движется современный мир

Мир меняется на глазах. То, что сегодня стало реальностью, ещё вчера, казалось бы, невозможно было себе и представить. Но это не так, как раз-таки возможно. Это доказали XIV Международные Лихачёвские научные чтения, которые открылись 15 мая в Петербурге.

- Разбирая труды Лихачёва, мы находим огромные пласты, устремлённые в будущее, - пояснил ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. - Он говорил, что свобода должна быть сопряжена с ответственностью. И когда сегодня мы хотим проанализировать развитие России, мы берём с полки томик Лихачёва. У меня такое впечатление, что он предвидел всё и не на один год вперёд - в этом, собственно, особенность фундаментального знания.

Лихачёвские чтения задумывались в 1993 году как Дни науки в Университете профсоюзов. К их организации непосредственно приложил руку Лихачёв, он выступал на них. И до конца жизни следил за дискуссиями, всегда знакомился со всеми материалами.

Как обычно, на чтения прислали более тысячи работ, причём многие авторы весьма имениты - доктора наук, профессора, видные учёные, юристы, политики. Но прошли не все.

- Для публикации обычно отбираются 200-250 докладов. Но те, чьи работы не приняты, тоже могут приехать и участвовать в чтениях, просто без докладов.

На первый взгляд, Лихачёв сегодня кажется неактуальным: он говорил о свободе, о достоинстве личности, о независимости искусства от государственного влияния.

- На Лихачёва надо смотреть в динамике развития, - уверен в актуальности трудов учёного Александр Запесоцкий. - В 80-е годы он был один, в начале 90-х - уже другой, в конце 90-х - третий. Дмитрий Сергеевич был чрезвычайно разочарован тем, как развивалась Россия после 1991 года. Он на­деялся, что страна пойдёт по другому пути. Он высказывал критику и в адрес Ельцина, и в адрес чиновников. Если мы хотим плыть по волнам конъюнктуры, то Лихачёв нам не нужен, мы можем, как фокусники, выдёргивать из колоды карт то, что нам сейчас нужно. А если мы не хотим быть конъюнктурщиками, то нам просто необходимо фундаментальное наследие Лихачёва.

Территория искусства

Хотя чтения носят имя Дмитрия Лихачёва, говорят на них далеко не только о нём.

- Нам важно наследовать духу, поэтому надо сказать о логике творчества Лихачёва, - объяснил концепцию чтений Александр Запесоцкий. - Всю свою жизнь он занимался литературными памятниками Средневековья. Для датировки и установления авторства манускриптов, определения, какой документ является изначальным, а какой списком с него, Дмитрию Сергеевичу приходилось пользоваться данными совсем не филологическими - ему помогали исторические исследования, археологические находки, работы в других областях. А потом наступил момент, когда Лихачёв, идя от своих научных задач, стал заниматься проблемами культуры в целом.

Вот и сегодня участники чтений обсуждали буквально всё - от проблем войны и мира до путей развития мультикультурных государств.

- Интеллигенция сейчас снова сильно востребована, - начал своё выступление директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Мир меняется, культура меняется. Недавно в Париже открылась выставка Ильи Кабакова. Это художник, входящий в первую десятку мира и, хотя он давно живёт в США, прочно ассоциируется именно с Россией. Когда, живя в Союзе, Кабаков рисовал быт коммунальной квартиры, это воспринималось как антисоветчина. А когда он на Западе творил тем же языком, это уже стало восприниматься как ностальгия. Сейчас это уже разговор о том, что Россия дала мировой культуре. Как видим, со временем в диалоге полностью меняется смысл одного и того же явления.

- Лихачёвский манифест культуры провозгласил территорию искусства, - продолжил Михаил Пиотровский. - Она сакральная, здесь свои законы, здесь зритель, до которого искусство не опускается, а поднимает его до своего уровня. Законы этой территории могут отличаться от законов окружающего мира - обо всём этом говорил Дмитрий Лихачёв. Сакральные территории существуют, чтобы люди сюда приходили договариваться. В других местах мосты могут шататься, но здесь они должны стоять крепко.

- Мы не знаем, куда движется мир - в сторону культурной сложности или унификации. Видимо, в обоих направлениях одновременно, - вздохнул директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН академик Валерий Тишков. - Мир всегда будет сохранять культурное разнообразие, иначе мы перестанем быть интересны друг другу, мы перестанем развиваться, обогащаться, учиться друг у друга. Но как обустроить культурно многообразные общества? Когда в 1991 году распался СССР, образовалось 15 государств. Из них 14 национальных, и только Россия - федеративное. Многие считали, что со временем Россия доопределится и пойдёт по тому же пути, что и другие. Но оказалось, что именно федеративность позволяет сохранить культурное разнообразие, более того, это прививка от сепаратизма. Путь мононациональный, монокультурный, когда иные культуры притесняются, рано или поздно ведёт к кризису. Мы это видим на примере многих государств - Украина, Молдавия, Прибалтика. Причём к возникновению конфликтов необязательно приводят цивилизационные различия, их причинами могут быть и малые культурные различия. Мы видели, как Югославия, говорившая на одном сербохорватском языке, где жили очень близкие народы, распалась на пять государств, причём распалась с большой кровью. Так что даже малые культурные различия должны уважаться.

Мужчины за женщин

— Я лично с Лихачёвым знаком не был, но в Академии наук я слушал его доклады, выступления на президиуме, - рассказал председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям академик Валерий Череш­нев. - Это была выдающаяся личность, глобальный гуманитарный ум. Широкие гуманистические идеи Лихачёва сейчас очень востребованы, диалог культур, о котором он говорил, - мы видим, как он важен! Я точно могу сказать: в Комитете Госдумы по культуре Лихачёв востребован. И в комитете по науке. И в комитете по образованию. Там понимают, что значит Лихачёв, его работами пользуются.

На чтениях Черешнев завёл разговор о вкладе учёных-естественников в гуманитарные науки:

- Они поднимали многие вопросы, которых гуманитарии не касались. Например, первым эмансипатором в России был знаменитый врач, академик Николай Пирогов. В то время когда считалось, что удел женщины - дом, он утверждал, что женщина может быть учёным, медиком, а уж учительницу лучше и не сыскать. Эти же идеи поддерживали Илья Мечников, Иван Павлов. Так вышло, что на Западе женщины боролись за свои права, а в России за них боролись мужчины. Или, скажем, при Петре I Россия стала основоположником такого явления, как… утечка мозгов. Первые одиннадцать российских академиков были иностранцами.

Кстати, после доклада Валерия Черешнева, этого известного учёного и депутата, приняли в почётные доктора Гуманитарного университета профсоюзов.

Между тем подготовка к следующим чтениям уже началась. Оргкомитет начал приём докладов, которые прозвучат в будущем году.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1706