Космическая отрасль испытывает перегрузки
Наша тема
Россия намерена вернуть утраченное лидерство в исследованиях Солнечной системы
Всё меньше россиян считают нашу страну лидером в области освоения космоса. Если в 2011 году в успешное развитие этой отрасли верили 51 процент сограждан, то в нынешнем году число оптимистов, по данным опроса «Левада-центра», сократилось до 35. Между тем космические программы расширяются, денег на это государство вновь выделяет достаточно, а в числе приоритетов — масштабные проекты изучения и освоения космоса, уверяли эксперты, собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты».
Стадион на орбите
- Проблемы есть, но развитие космической программы России движется неплохими темпами, - открыл обсуждение начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. - Сейчас на орбите Земли находится Международная космическая станция (МКС) - комплекс размером с футбольное поле и весом более четырёхсот тонн. Планируется, что в ближайшие несколько лет его размеры увеличатся: к станции прирастят ещё два дополнительных модуля, которые позволят повысить научные возможности российского сегмента МКС.
На 2018 год запланирован беспилотный полёт на Луну. Следом за ним состоится пилотируемый полёт, в котором примут участие космонавты из отряда, уже сейчас проходящего подготовку в Звёздном городке. В него входят 42 человека. Кстати, половина из них ещё не бывала на орбите.
Идёт работа над свободно летающим модулем, предназначенным для полупромышленного производства новых материалов. Разместить такой цех на самой станции нельзя, так как из-за микрогравитации и постоянных вибраций чувствительное оборудование будет выходить из строя. А в парящем в безвоздушном пространстве корабле-модуле условия идеальны. Космонавтам останется только периодически наведываться на мини-завод, чтобы загрузить бортовые установки новым сырьём и забрать готовую продукцию.
Но какими бы просторными ни были хоромы на МКС, одержимым наукой учёным уже тесно в этих рамках. Взгляды космических исследователей во всём мире сегодня прикованы к Марсу. В ближайшие два-три года будет подготовлена международная программа по строительству новой станции, которая после 2020 года заменит МКС. Для неё будет выбрана другая орбита, рассчитанная таким образом, чтобы космические корабли могли с меньшими затратами энергии стартовать к далёким планетам. Для доставки в космос элементов орбитального «байконура» понадобится более мощная ракета, и работы над ней уже идут. Это будет многофункциональный комплекс на шесть членов экипажа. Кстати, этот корабль сможет самостоятельно долететь до Луны.
- Государство сегодня делает всё возможное для развития космической деятельности. Если в девяностые годы финансирование составляло 300 миллионов долларов, то сегодня эта цифра эквивалентна одному миллиарду. Нам остаётся только правильно распорядиться этой поддержкой, - подчёркивает Алексей Краснов.
Кого не берут в космонавты?
Роскосмос признаёт: отечественная отрасль пока опережает лишь конкурентов из Азии и проигрывает США и европейским странам. Для того чтобы вернуть стране статус ведущей космической державы, недавно была принята госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы». На это выделяется 2,1 триллиона рублей — деньги немалые.
Если с финансами вопрос можно считать решённым, то вот с кадрами — проблема из проблем. Чтобы заинтересовать молодёжь, в стране должны начать работы тысячи кружков и секций. Пока мы об этом рассуждаем, в США и Китае такая работа уже идёт. В космической отрасли — десятки, сотни специальностей, и подготовка по ним должна вестись непрерывно, с самого раннего возраста.
Что касается физической формы кандидатов в космонавты, то сегодня требования снизились. Во-первых, условия полёта стали более комфортными. Во-вторых, сейчас необходимо нивелировать разницу в оценке физической формы наших космонавтов и иностранных. В США, например, у астронавтов не приветствуется богатырское телосложение — невысокие пилоты занимают немного места на станции, а значит, больше места остаётся для оборудования. А вот обязательное условие — высшее образование — остаётся неизменным. Желательно в области физики или биологии, так как главная цель полёта — проведение научных экспериментов. Гуманитариям и искусствоведам дорога к звёздам, к сожалению, закрыта, если только нет готовности выложить астрономическую сумму за место космического туриста.
Правда, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Елена Доброквашина убеждена, что никакие деньги «коммерческих» пассажиров не смогут повлиять на медицинскую комиссию: если обследование покажет, что организм кандидата не выдержит перегрузок, его «забракуют». «Наша задача не только обеспечить полёт, но и сделать так, чтобы космос не навредил человеку», - пояснила она.
Закону нужна ревизия
Развитие космического туризма — тоже один из способов популяризации космонавтики, хотя многие считают это неким побочным продуктом серьёзных научных исследований. Однако для того, чтобы развивать это направление, а также привлекать в отрасль частные инвестиции, нужна соответствующая законодательная поддержка.
Законодатели могут помочь российской космонавтике, подготовив базу для участия частного капитала в космических разработках и запусках. «В стране есть бизнесмены, готовые вкладываться в космическую отрасль, - убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Михаил Дегтярёв. - Но для этого необходима ревизия Закона «О космической деятельности». Ведь за 20 лет он практически не изменился, а конкуренты уже наступают на пятки».
Сейчас в Правительстве находится проект реформы Роскосмоса. Из Федерального космического агентства оно должно превратиться в госкорпорацию, а это другие возможности, другой уровень финансирования. «Да, конкуренция большая и всё время растёт. Но мы, я считаю, можем снова стать лидерами в пилотируемой космонавтике!» - убеждён Михаил Дегтярёв.
Выставка отправляется в космос
Накануне Дня космонавтики в Совете Федерации состоялась торжественная церемония открытия выставки фотографий лётчика-космонавта, Героя России Фёдора Юрчихина «Наш дом — Земля».Экспозиция организована Союзом фотографов-натуралистов, Русским географическим обществом и московским Мемориальным музеем космонавтики. На выставке, которая проходит в рамках фестиваля дикой природы «Золотая черепаха», представлены фотографии нашей планеты из космоса, сделанные Фёдором Юрчихиным во время 15-й экспедиции на МКС.
В церемонии открытия приняли участие космонавты, сенаторы, представители Русского географического общества, Союза фотографов-натуралистов, Роскосмоса.
Открывая выставку, президент фестиваля «Золотая черепаха» и Союза фотографов-натуралистов, первый зампред Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Олег Пантелеев напомнил, что 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды.
В свою очередь, заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьёв поздравил собравшихся с наступающим Днём космонавтики. Он рассказал, что, когда создавалось МЧС России, им с Сергеем Шойгу часто приходилось обращаться в Роскосмос, поскольку на вооружении отечественной космонавтики были самые передовые технологии, достижения современной медицины и многих отраслей науки.
Юрий Воробьёв вручил Фёдору Юрчихину флешку - электронную версию выставки, которую космонавт передаст на Международную космическую станцию в конце мая. На борт МКС, в частности, отправятся две тысячи фотографий всех семи конкурсов «Золотая черепаха», а также фотовыставки «Одним дыханием с природой», фотоэкспозиция «Байкал — царство воды и льда».
К Марсу полетят через Луну
Обозреватель «Парламентской газеты» заглянула в секретный календарик преемника Сергея Королёва
Космическая корпорация «Энергия» начиналась с артиллерийского завода в подмосковных Подлипках. Во время Великой Отечественной войны здесь производили скорострельные зенитные установки, а в конце 40-х годов в конструкторском бюро под руководством легендарного Сергея Королёва началась разработка первых космических ракет. Сегодня тут проектируют ракету-носитель тяжёлого класса, думают над созданием противоастероидной защиты Земли и готовятся отправить корабли на Луну и к Марсу.
«Энергия» - это целый город с кварталами производственных цехов и собственной веткой железной дороги. На главной площади — памятник основателю и главному конструктору предприятия Сергею Королёву. Тут же его любимое детище — устремлённый в небо корабль «Восток».
Другие ракеты можно в прямом смысле слова потрогать руками в музее корпорации и Центре развития технологий. Здесь лучше, чем на страницах любого учебного пособия, можно увидеть эволюцию пилотируемых и грузовых космических аппаратов и систем, конкурентные преимущества отечественных ракет над зарубежными.
«Прообраз «Востока», ракета Р-1, по своим характеристикам скорее тактическая, - говорит один из старейших работников корпорации Вахтанг Вачнадзе, проделавший путь от простого сотрудника до директора НПО «Энергия». - Но всё-таки Сергей Королёв обошёл своего соперника Вернера фон Брауна. В 60-х годах здесь разработали первую глобальную ракету, которая уносила ядерный заряд в космос и оттуда могла наносить удар в любую точку планеты. Как только её провезли по Красной площади, американцы тут же сели за стол переговоров и подписали соглашение об ограничении стратегического вооружения». Именно бурное развитие космической отрасли в СССР служило сдерживающим фактором и во многом помогло предотвратить третью мировую. Уже в 60-х годах, по словам Вахтанга Вачнадзе, все понимали, что победивших в ядерной войне не будет.
Были в истории отечественного ракетостроения и чёрные полосы. «Битву за Луну мы проиграли американцам», - констатирует ветеран. И всё-таки долгие годы наша страна оставалась лидером в освоении космоса. Уже в конце 60-х годов на вооружение были приняты твёрдотопливные ракеты. А созданный нашими учёными в конце 80-х годов двигатель тяжёлой ракеты «Энергия» до сих пор считают образцом.
Генеральный конструктор и президент РКК «Энергия» Виталий Лопота ведёт нас на территорию контрольно-измерительной станции, где расположена масштабная копия Международной космической станции. Рядом — образец многоцелевого лабораторного модуля, который будет пристыкован к МКС уже в декабре этого года. Он представляет собой полнокровную научную лабораторию с десятком рабочих мест. Справа от него — стапели для электрических испытаний грузовых и космических аппаратов. Подъёмный кран транспортирует корабль «Прогресс» через огромный цех. Пятитонная махина медленно проплывает над нашими головами, к стапелю. В течение нескольких месяцев здесь будут проходить электрические испытания всех систем. «А уже 24 июля, - сверяется с записями Виталий Лопота - «Прогресс» будет запущен с Байконура». В секретном календарике главного конструктора — точные даты пусков на ближайшие два года, вплоть до минуты. А в соседнем цехе ещё один секретный объект - космический аппарат нового поколения. Пока идут технологические исследования корабля. Но президент «Энергии» обещает, что его анонс станет мировой сенсацией и быстро уводит нас из цеха. РКК «Энергия» - режимное предприятие, и опасения руководства вполне понятны.
Сегодня ведущее предприятие космической отрасли по-прежнему обеспечивает ядерную безопасность страны, а также участвует в глобальных международных проектах - в создании «дорожной карты» пилотируемого освоения космоса, разработке технологий защиты нашей планеты от метеоритов и астероидов. Кстати, об этой угрозе ещё более десяти лет назад предупреждал выдающийся конструктор Валентин Глушко. И сейчас ведущие в космической отрасли страны собираются объединить свои усилия для борьбы с незваными гостями из космоса.
Чаепитие в 350 километрах над уровнем моря
Не каждый столичный ресторан может похвастать таким разнообразием блюд, каким изобилует обеденный стол космонавта. Спецменю учитывает даже национальные кулинарные пристрастия участников экспедиции.
С недавних пор для космонавтов утвердили новый рацион, увеличив его на 50 наименований, теперь в списке 140 позиций. Это позволяет диетологам составлять меню сразу на 16 суток, в котором ни одно блюдо не повторяется. «Русским борщом с удовольствием лакомятся на МКС даже американские астронавты», - не без гордости замечает начальник пищевого сектора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Пётр Андрейчук.
Основу рациона составляют сублимированные, разводимые водой продукты. Их производство не дешёвое занятие: стоимость суточного рациона одного человека составляет 15 тысяч рублей.
Конечно, к праздничному чаепитию в честь Дня космонавтики шоколадного торта на борту не найдёшь, но без сладкого экипаж точно не останется. В наборе продуктов есть печенье различных видов, медовая коврижка, конфеты - всё, чтобы подсластить рутину рабочих будней.