Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Фабрика прорывных идей

Федеральные университеты должны занять ключевое место в системе высшей школы России

17.09.2015 14:32

Фабрика прорывных идей
Александр Усс

Этой осенью исполняется девять лет со дня образования Сибирского федерального университета. Спустя полтора года вышел в свет указ Президента РФ о создании сети подобных вузов по всей стране. С тех пор сделано немало, но гораздо больше задач ещё предстоит решить. Сегодня много говорится о реформе высшей школы, которая, безу­словно, назрела. Но за всеми её перипетиями роль федеральных университетов отходит на задний план. Между тем, на мой взгляд, они должны идти в авангарде формирования современного научно-образовательного пространства России.

Возвратить глобальное лидерство

В эпоху раннего Средневековья в Болонье, Париже, Оксфорде и других европейских городах университет зарождался как форма самоорганизации интеллектуалов. Обществу и государству требовались образованные администраторы, священники, нотариусы, медики, и университеты стали своего рода поставщиками кадров. С наступлением эры технологических укладов требования усложнились, и как ответ на вызов нового времени в начале XIX века в Берлине был создан Гумбольдтовский университет. Немецкая модель ориентировалась на научные исследования и широкое вовлечение в них студентов, её отличали определённая независимость от государства, свобода действий и конкуренция между профессорами.

В истории человечества университеты часто выступали лидерами технологического и социального развития, генерируя знания, картины мира, новые типы социальных отношений. Порой они создавали такой задел, который на десятилетия определял конкурентные позиции отдельных отраслей экономики и целых государств. Общеизвестно, как Стэнфордский университет и сформированная вокруг него Кремниевая долина стали форпостом «цифровой революции», базовым ядром пятого технологического уклада и на десятилетия обеспечили лидерство американских компаний в области компьютерной техники, программного обеспечения и интернет-технологий.

В России в силу её социальной и культурной специфики университеты создавались для решения государственных задач. Так было 260 лет назад, когда в Российской империи был образован Московский университет, так продолжалось и во времена СССР. К слову, именно масштабные вложения в развитие науки и образования позволили до этого не самой передовой в техническом отношении стране в короткие сроки занять лидерские позиции в создании военных, атомных и космических технологий, что во многом определило наши конкурентные позиции в XX веке.

В нынешнем столетии Россия столкнулась с новыми типами экономического и политического давления, включая «технологический диктат», ограничения в доступе к рынкам капитала и сбыта. Поэтому сейчас, как никогда, велика значимость университетов, обеспечивающих производство знаний, технологий и компетенций. Слабые и разрозненные вузы обрекают нашу страну на вечную зависимость от импорта интеллекта и всей производной от него продукции. Перед Россией стоит серьёзная задача - возвратить позиции глобального интеллектуального лидерства в области производства знаний, технологического развития и социального управления.

Разные стратегии

Но как это сделать? Ответ на этот непростой вопрос призван дать необходимый, но очень сложный, местами болезненный процесс - реформирование высшей школы. Наверное, проще всего было бы адаптировать её к запросам сырьевого сектора экономики, тем более что экспортно ориентированных отраслей у нас хватает. Или к потребностям так называемой городской экономики, основной объём которой составляет сфера услуг.

Но есть и альтернативные стратегии. Следовать им гораздо труднее, зато эффект может быть поистине прорывным. Первая - ориентация высшей школы на продвижение передовых отраслей, нано- и биотехнологий, знаменующих шестой технологический уклад. Вторая - стратегия опережающего развития, когда формируется группа университетов, деятельность которых направлена на создание технологий седьмого технологического уклада. Человекомашинный интеллект, цифровые платформы - всё это уже не сказка, а реальность, обретающая осязаемые черты. Коллективный интеллект должен стать главной производительной силой XXI века, он будет определять конкурентные позиции государств и макрорегионов планеты.

Естественными лидерами мозгового штурма, выводящего страну на новый виток развития, видятся федеральные университеты, концентрирующие научно-образовательный потенциал целой группы территорий, пронизанные комплексом связей с их экономикой, управлением и социальной жизнью.

Но по замыслу Министерства образования и науки РФ следующим шагом реформирования высшей школы стало создание национальных исследовательских университетов. Правда, не вполне ясно, на какие научные и технологические прорывы они ориентированы и как будут работать на ускорение процессов развития страны. При этом предложено сформировать такую систему высшей школы, в которой именно исследовательские университеты должны стать интеллектуальными лидерами и локомотивами развития. Федеральные университеты, как предполагается, станут опорными в своих округах, а местные опорные вузы будут обеспечивать подготовку магистров и аспирантов, вести научные исследования и разработки на региональном уровне.

Миссия выполнима

Представляется, что роль средневековых поставщиков кадров слишком мелка для федеральных университетов. России как огромной и сложно организованной стране жизненно необходима сеть крупных интеллектуальных центров, аккумулирующих и анализирующих информацию о социально-экономических и культурных процессах, вырабатывающих новые идеи, видение долгосрочных перспектив развития мак­рорегионов и базовых отраслей экономики. Эти центры должны создавать площадки для отработки новых производственно-экономических, управленческих, образовательных, здравоохранительных, культурных практик.

По нашему убеждению, федеральные университеты вполне могут стать организаторами и координаторами процессов развития в федеральных округах. Эти университеты просто обязаны концентрировать интеллектуальные усилия других вузов, научных институтов, региональной власти и бизнеса для решения масштабных социально-экономических задач. Все другие организации действуют в сравнительно узких рамках, в их задачи не входит прокладывание путей развития для обширных территорий.

С этой точки зрения миссия федеральных университетов видится в следующем. Они выступают инициаторами и координаторами работ по формированию образа перспективного будущего крупных макрорегионов, по разработке стратегий и программ развития. Они берут на себя функцию организатора и участника коммуникативных площадок, на которых обсуждаются проблемы и перспективы с участием власти, бизнеса, научного и экспертного сообщества. Они активно участвуют в формировании конкурентоспособного человеческого капитала и подготовке кадров высшей квалификации. Они в кооперации с академическими институтами разрабатывают инновационные решения для базовых отраслей экономики и социальной сферы макрорегиона. И наконец, они создают площадки будущего в настоящем, о которых уже говорилось.

Хотелось бы заострить внимание на необходимости гораздо большей интеграции с институтами РАН. Это позволит существенно усилить научно-исследовательский потенциал федеральных университетов и повысит активность академической науки. Да и сама государственная логика развития науки и образования в России требует этого. Причём интеграция может принимать различные формы: объединение нескольких организаций, создание консорциумов и так далее.

И вот тогда федеральные университеты станут особыми институтами развития: с одной стороны, это «фабрика идей» и образовательное учреждение, с другой - исследовательский и предпринимательский вуз. На мой взгляд, именно такая связка способна вывести нашу страну на новую траекторию роста.

история вопроса

В 2006 году Сибирский федеральный университет стал пилотной площадкой, на которой отрабатывалась новая модель реорганизации и развития высшей школы. По специальному поручению Президента РФ Владимира Путина в кратчайшие сроки был построен Институт нефти и газа, который стал ярким примером сотрудничества университета с крупным бизнесом (НК «Роснефть»). Фактически СФУ была поручена важная государственная задача - научная, проектная, кадровая и экспертная поддержка формирования в Восточной Сибири новой нефтегазовой отрасли. И университет с этой задачей успешно справился.

Александр УСС

председатель Законодательного собрания Красноярского края, президент Сибирского федерального университета, д.ю.н., профессор

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1439