Сергей Аксёнов: Я слабо верю, что крымчане не проголосуют за присоединение к России
Интервью Председателя Совета министров Автономной Республики Крым Сергея Аксёнова «Парламентской газете»
- Сергей Валерьевич, все ли готово к референдуму 16 марта, как будет обеспечена безопасность граждан и международных наблюдателей?
- Все готово, бюллетени напечатаны полностью. Механизмы все сформированы, комиссии сформированы. В готовности силы народной самообороны, включая сотрудников службы безопасности и МВД, которых сегодня у нас больше двух с половиной тысяч. Безопасность будет обеспечена на высшем уровне для всех: для журналистов, для граждан. Мы не сомневаемся в этом.
Тем не менее, сегодня поступают сигналы о различных провокациях, которые против нас готовятся. Сейчас состоялось закрытое заседание Совет национальной безопасности и обороны Украины, на котором, как сообщает наша разведка, принято решение подготовить провокацию под видом российских военных.
Из Хмельницкого звонят родственники наших друзей и сообщают, что на фабрике шьют российскую форму. И на закрытом заседании сейчас принято решение Парубием (Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий — прим. редакции) и всей бандой переодеть всех солдат и часть «Правового сектора» в российскую форму. И под видом российских военных напасть на украинские части, которые дислоцированы в Крыму, устроив под этим соусом вооруженное столкновение, дабы сделать невозможным проведение референдума.
- На территории Крыма есть воинские части министерства обороны Украины. Что будете делать, если эти военные получат приказ из Киева не допустить проведение референдума?
- Военные обладают здравым смыслом и с людьми воевать не собираются. На них сегодня никто не нападает, а стрелять в своих сограждан — это для военных будет уголовное преступление. Армия никогда не участвовала в гражданских конфликтах. И мы уверены, что офицеры не допустят, чтобы оружие было направлено против мирных граждан. При этом мы гарантируем, что силы самообороны не имеют цели напасть на воинские части — обыкновенная блокировка, чтобы не допустить выхода людей с оружием на улицу, не более того. При этом солдатам, офицерам украинской армии предоставляется возможность беспрепятственно покинуть часть, тем, кто готов написать заявление об увольнении. Военнослужащие — не крымчане получат возможность выехать за пределы Автономии беспрепятственно, без угрозы для жизни и безопасности. Мы всем гарантируем выплату всех денежных пособий, независимо от того, хочет солдат дальше служить с нами, подчиняться Верховному Совету Крыма или нет.
- Большинство стран мира, в том числе и новые власти в Киеве, заявляют о том, что они результаты референдума не признают. Как вы будете выходить из этой ситуации?
- Во-первых, хочу сказать, что это абсолютно глупое решение. Мы не вмешивались ни разу в вопросы территориальной целостности никакой страны. Когда в США начали собирать подписи за то, чтобы ряд штатов вышли из федерации, мы же не объявляли им бойкот и так далее. Это наше дело, наше право, людей здесь живущих, на этой территории. Захотим мы завтра назваться как нам угодно будет, и за это проголосует подавляющее большинство, это наше личное дело. Кому мы должны объясняться? Никому. Мы понимаем, что эта политика двойных стандартов регулярно присутствует. Там, где хотят, они всё признают, сделают и сами разделят. В данном случае, мы считаем, что легитимный референдум полностью нормализует нашу ситуацию. Те, кто не хочет нас признавать, делают это из вредности, потому что нет никаких оснований для этого. Это их право, что я могу сказать.
- Как вы будете строить отношения с Киевом, если крымчане пожелают оставить Автономию в составе Украины?
- Я, во-первых, в это слабо верю с учётом наших социологических опросов. Во-вторых, если даже люди проголосуют за Конституцию 1992 года, она нам даёт широчайшие полномочия, вплоть до выборов Президента Автономии, то есть это почти 98 процентов полной самостоятельности. А вообще, повторю, я слабо верю, что крымчане не проголосуют за первый вопрос — присоединение к Российской Федерации.
- Крым пьёт днепровскую воду. Если Киевом будет прекращено водоснабжение, как обеспечить безопасность региона?
- Мы сегодня готовим резервный план, на случай отключения у нас воды и электроэнергии. При этом оснований для этого нет: у нас нет задолженностей ни за воду, ни за газ, ни за электроэнергию. Мы платим поставщикам. Если, опять же это произойдёт из вредности, чтобы сделать нам гадость,то есть резервный план. Готовятся 22 площадки, где будут сформированы переносные, мощные энергоблоки, которые работают на дизельном топливе и на газе. В ближайшее время мы сможем все это смонтировать, оборудование уже находится на территории Автономной Республики Крым. Через два-три дня мы их развернём полностью, этого будет достаточно для обеспечения первоочередных задач по поставке электроэнергии в населенные пункты.
В Северо-Крымском канале сегодня достаточно воды — у нас там стратегический водный запас. Если будет физическая блокада, значит, будут ответные действия со стороны Автономии, никаких сомнений нет. Хватит здравого смысла у граждан Украины на эти вещи не поддаваться и будем надеяться, что до этого не дойдет. Россия же не отключала газ, хотя ей были должны, и сейчас не отключает. Не сомневаюсь, что наши коллеги из РФ нас в этой части не бросят.
Приглашаем всех — жителей западных стран и россиян — в гости. Крым открыт полностью для всех, кто хочет сюда приехать отдыхать, работать, дружить. Мы всем рады, независимо от национальностей, вероисповедания и так далее. А тем, кто хочет с нами воевать — мы это не советуем.
Беседовал Дмитрий Пинский