Юрий Чайка: Каждый год мы сталкиваемся с сотнями незаконных арестов вопреки позиции прокуроров
Лишение прокуроров ряда надзорных полномочий привело к дисбалансу всего правозащитного механизма. Об этом заявил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на парламентских слушаниях «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения».
Он отметил, что современное состояние уголовной политики характеризуется отсутствием чётких основ для её формирования: «Это порождает внесение многих противоречивых изменений в законы, из-за чего уголовно-правовая политика теряет системность. В этой связи считаю необходимым разработать концепцию уголовно-правовой политики, для чего создать Совет при Президенте, куда включить всех заинтересованных лиц».
По его словам, лишение прокуроров ряда надзорных полномочий привело к дисбалансу всего правозащитного механизма. Юрий Чайка отметил, что, как не парадоксально, но сегодня прокурор ограничен в возможностях защитить основную конституционную гарантию — свободу и частную неприкосновенность личности. «Мы ежегодно располагаем сотнями примеров незаконных арестов вопреки позиции прокурора. Только за 2012 и текущий 2013 году зафиксировано 2400 случаев, когда обвиняемые и подозреваемые незаконно заключались под стражу, — сообщил Генпрокурор РФ. — Возможно, кто-то возразит, что у прокурора есть право требовать от органов предварительного расследования устранения выявленных правонарушений. Да, такое право есть. Но законодатель не предусмотрел исполнение таких актов в императивной форме. В результате прокурор вынужден по нескольку раз требовать устранения одних и тех же нарушений закона, что отрицательно сказывается на обеспечении соблюдения прав участников уголовного процесса».
Он подчеркнул, что повсеместно игнорируется требование прокуроров по предоставлению уголовных дел для изучения. Распространены факты, когда при всей очевидности фактов, решения следователями не принимаются годами, многократно отменяются постановления о возбуждении уголовных дел. «По сути, речь идёт о новой форме укрывательства преступлений и виновных лиц от ответственности, — заявил Юрий Чайка. — Во многих случаях истекает срок давности уголовных дел или безвозвратно утериваются доказательства. Было бы логично установить ответственность допускающих это лиц, но всё по-прежнему зависит только от следователя».