В Госдуме обсудили качество высшего образования
Проблемы оценки качества и эффективности профессионального образования обсудили участники «парламентских слушаний», состоявшихся в Госдуме.
«В современном мире будущее нации определяется её интеллектуальным уровнем, который зависит от качества образования», — сказал председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, открывая встречу. Он отметил, что ушло время, когда за границей восхищались и копировали советскую систему образования. «Но тот факт, что происходит утечка мозгов из России, говорит о том, что в мире всё ещё достаточно высоко оценивают нашу высшую школу», — сказал депутат. Вместе с тем, общество недостаточно удовлетворено состоянием образовательной системы. По данным «Левада-центра», всего 4 процента россиян абсолютно уверены, что могут получить в России хорошее образование. Среди проблем высшей школы — вузы, торгующие дипломами, содержание образования, система ЕГЭ. Президент дал Правительству поручение подготовить и внедрить Национальную систему оценки качества образования. Пока такой системы нет, и критерии эффективности образования не только не помогают совершенствовать высшую школу, но зачастую мешают жить вузам. Вячеслав Никонов подчеркнул, что в законе «Об образовании», вступившем в силу с 1 сентября этого года, говорится о необходимости независимой оценки вузов, их общественной аккредитации. Пока же, по его словам, «очевиден перевес в сторону государственных мер контроля». Оценку качества образования проводят и профессиональные ассоциации, но их реестр пока не создан. «Система оценки образования пока в целом не выстроилась», — отметил Никонов.
Что касается оценки эффективности вузов, она по-прежнему несовершенна, считают участники «парламентских слушаний». В стране существует десятки вузов, которые не ведут образовательную деятельность, а просто торгуют дипломами. И об этом знает Министерство образования и науки и Рособрнадзор. Вместе с тем, законодательство таково, что у этих вузов очень сложно отобрать лицензию. Гораздо проще учебному заведению эту лицензию получить. По словам Вячеслава Никонова, нужны изменить нормативную базу, чтобы оградить от псевдовузов граждан России и обеспечить надлежащее качество высшего образования.