Федот Тумусов: Законодатели готовы навести порядок на этом нецивилизованном пространстве — рынке БАДов
В пресс-центре «Парламентской газеты» прошёл «круглый стол» на тему «БАДы: лекарство или средство профилактики?». Главной темой обсуждения стал законопроект, который будет рассмотрен Государственной Думой 19 марта «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий».
В последние месяцы тема БАДов стала чрезвычайно актуальной. Самые радикальные чиновники и депутаты то предлагают совсем запретить рекламу этих продуктов, то приравнять их к лекарствам со всеми вытекающими последствиями — проведением полного цикла клинических исследований, и регистрационных процедур. Для производителей добавок это может обернуться многомиллионными затратами и сложным механизмом выхода на рынок. Масла в огонь подлило недавнее постановление главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко о запрете регистрации БАДов, в которых есть ингредиенты, включённые в государственную Фармакопею.
Член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Федот Тумусов заявил, что сегодня в России отсутствует законодательное обеспечение государственного регулирования лекарственных средств и все проблемы связанные с биологически — активными добавками берут своё начало именно с этого. Кроме того, по словам законодателя, в стране до сих пор нет профессионального определения БАДов.
Заместитель директора Института питания РАМН Михаил Гаппаров согласился с депутатом, но пояснил некоторые терминологические аспекты. «БАДы — это концентрация биологических веществ пищевого происхождения, - сказал учёный, - Все добавки делятся на нутрицевтики — те, что улучшают структуру питания — витамины, минералы, а также аминокислоты и жирные кислоты, не синтезируемые организмом человека самостоятельно и парафармацевтики — продукты, содержащие минорные компоненты пищи: органические кислоты, полисахариды. Они помогают адаптировать организм человека, например, к экстремальным условиям, обеспечивают вспомогательную терапию различных заболеваний. И они способны мягко регулировать функции отдельных органов». Заместитель директора Института питания РАМН добавил, что, к сожалению, обыватели неспособны разобраться в подобных нюансах, а потому рекламщики сегодня зарабатывают бешеные деньги неграмотности населения.
Федот Тумусов считает, что для парафармацевтиков надо ввести процедуру клинических исследований по специально разработанным правилам, а также ужесточить систему их контроля. Усилить требования к рекламе добавок — также с дифференциацией требований к разным группам и ужесточить ответственность рекламодателей и публикаторов за недостоверную рекламу. Все это потребует изменений в целом ряде законов и нормативных актов.