Отдалённый — не значит недосягаемый
В Госдуму поступил законопроект о льготных перевозках из труднодоступных и северных регионов
В России расстояния порой становятся настоящим препятствием. В первую очередь потому, что транспортных узлов не так уж и много, авиабилеты дорогие, а поезда не всегда доезжают до нужного населённого пункта. О том, что в стране давно пора перестроить систему перевозки пассажиров, речь идёт давно. Строили планы, придумывали стратегии, но тем не менее обычному гражданину добраться от одной точки в другую даже внутри одного региона чаще всего неподъёмно.
Пусть затянут пояса, а деньги найдут
Решить транспортные проблемы россиян и помочь им быстрее, а главное, дешевле использовать все виды транспорта взялся депутат Госдумы Федот Тумусов. Сам он не понаслышке знает, что такое трудности передвижения внутри одного региона. Родная парламентарию Якутия — это более 3 миллионов квадратных километров, а долететь из одного города внутри неё в другой стоит как минимум в три раза дороже, чем из Якутска в Москву. В итоге Тумусов несколько дней назад внёс на рассмотрение Госдумы законопроект, где чётко прописал, как должны себя вести власти субъектов для улучшения ситуации.В документе предусмотрено субсидирование перевозок и регулирование тарифов, а также меры социальной поддержки тех, кто не имеет денег на проезд и внутри одного региона. Например, на наиболее важных направлениях власти смогут устанавливать свою цену на билеты, и самолёты здесь не исключение. Перевозчик же будет получать за это субсидии из регионального бюджета. «При этом он сможет по-прежнему зарабатывать там, где маршруты рентабельны и пользуются спросом у жителей. Так мы сохраним и бизнес, и поможем людям, обеспечивая выполнение социальной функции государства», — объяснил автор законопроекта.
Он рассказал, что «труднодоступными и отдалёнными местностями» в документе значатся населённые пункты, с которыми отсутствует или затруднено регулярное авиа- и автотранспортное сообщение, сообщение морским и железнодорожным транспортом.
В итоге бюджетам регионов предложено субсидировать перевозку пассажиров, а также оплачивать проезд в размере 50% на воздушном, водном, автомобильном и железнодорожном транспорте пассажирам — жителям отдалённых районов страны.
Идею законопроекта полностью поддержал глава российского Союза пассажиров Кирилл Янков. Он уверен, что это имеет высокую важность и субсидировать, конечно, нужно не во всех подряд регионах страны, а именно в северных. Кроме того, по словам общественника, сегодня в Минэкономразвития подготовлена государственная концепция государственного субсидирования уже межрегионального сообщения. «Что, разумеется, имеет не меньшую важность», — рассказал Янков «Парламентской газете».
«А в этот край таёжный только самолётом можно долететь…»
Транспортная система России считается одной из наиболее обширных в мире. Это 87 тысяч километров железных дорог, более 745 тысяч километров автомобильных дорог с твёрдым покрытием, свыше 600 тысяч километров воздушных линий, 115 тысяч километров речных судоходных путей и множество морских трасс, не говоря уж о магистральных нефте- и газопроводах. Да, они тоже относятся к транспортной системе страны.При этом по общей протяжённости автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место в мире.
Что же касается субсидирования из местных бюджетов, то тут, уверен первый зампред Комитета Совета Федерации по региональной политике и местному самоуправлению Степан Киричук, не нужно пороть горячку. «В каждом регионе есть местные органы власти, и они могут принять тот или иной закон по льготированию внутрирегиональных перевозок. Это их право, и принуждать мы тут никого не должны. Регионы разные и некоторые не то что на льготы, на жизнь найти деньги не могут», — рассказал сенатор нашему изданию. Он напомнил, что федеральным законодательством регулируются общие вопросы транспортной доступности. Например, российское законодательство предусматривает скидку на билеты как на авиа, так и на железнодорожном транспорте. «Да, билетов на всех не хватает, но не бедные регионы в этом виноваты, а экономика страны в целом и регионов в частности», — заключил парламентарий.
А по Европе можно ездить — жаль, маленькая
Транспортная система Европы ежегодно перевозит до 700 миллионов человек из 45 стран и занимает первое место в мире по частоте движения. Правда уступает Восточной Европе и Северной Америке по дальности перевозок.Все европейские страны обладают разной системой транспортных средств. Например, Германия, Франция и Англия соединены скоростными магистралями. Не отстают Испания, Австрия и Италия. Для регулярных пассажирских перевозок создан альянс железных дорог в которых входят страны западной и южной Европы. Автобусный транспорт в Европе не центральный, а услуги здесь оказываются тысячами перевозчиков не связанными между собой общей системой. Водный же транспорт в Европейских странах развивается по тем регионам Европы, где есть водные пути. Те же страны, которые имеют выход к океану, в данном случае, находятся в более выгодном положении.
Нельзя забывать и про авиацию. Во всех странах Европы есть аэропорты, кроме «карликовых» государств типа Ватикана и Люксембурга. Пользоваться услугами авиакомпаний удобно, потому чо аэропорты есть почти во всех курапных городазх. А так как расстояния внутри одной европейской страны с российскими не сравнить, то пользоваться услугами авиакомпаний чрезвычайно удобно.
Что касается железнодорожного транспорта, то в Европе он отличается своим разнообразием, как техническими, так и инфраструктурным. Пожалуй, одним из сдерживающих моментов тут является разделение стран по ширине колеи.
А вот автомобильные перевозки пользуются успехом не во всей Европе. Больше всего в странах восточной её части, а лидер среди них — Польша.