Заключённые попадут под объективы
В первом чтении принят законопроект, расширяющий возможности общественных наблюдателей в тюрьмах
Если сравнить российские тюрьмы с зарубежными, то последние больше похожи на дома отдыха. В российских тюрьмах находится около 700 тысяч заключённых, и зачастую условия их содержания далеки даже от отечественных стандартов. За соблюдением прав человека в тюрьмах следят Общественные наблюдательные комиссии (ОНК). Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, расширяющий возможности членов таких комиссий и разрешающий вести фото- и видеосъёмку в местах принудительного содержания. Вместе с тем ряд новаций вызвали критику депутатов.
Общественники смогут проводить видеосъёмку
Законопроект разработан по поручению Совета по развитию гражданского общества при Президенте и был внесён на рассмотрение Госдумы в декабре прошлого года. Предлагается внести изменения в законы«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как пояснил заместитель министра юстиции Юрий Любимов, законодательно закрепляется право на осуществление представителями ОНК кино-, фото- и видеосъёмки лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Для съёмки несовершеннолетних или недееспособных граждан, а также объектов охраны и безопасности предполагается особая процедура согласования. Кроме того, представители комиссий смогут использовать приборы для контроля за микросредой в жилых и производственных помещениях колоний, тюрем и следственных изоляторов.
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает законопроект. Глава комитета, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил, что фракция уже предлагала дать членам ОНК право на фото- и видеосъёмку. Правительство раньше было против этого, но сейчас согласилось с необходимостью введения новаций в законодательство.
Темы строго оговорены
Не все парламентарии согласны с нормой законопроекта об ограничении тем беседы с осуждённым. Авторы законопроекта уточняют, что общение с заключённым может быть прекращено, если члены ОНК обсуждают с ним вопросы, не относящиеся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, или если они нарушают внутренний распорядок. Такое предложение в законопроекте появилось по причине частых жалоб сотрудников ФСИН на действия общественных комиссий. В составе этих комиссий могут быть журналисты, так что информация просачивается в прессу. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александра Хинштейна, ограничения тем для беседы неправомерны. «Это несправедливо, неправильно и подрывает саму идею создания общественных комиссий — ещё одного механизма контроля за соблюдением прав и интересов лиц, находящихся в неволе», — считает Хинштейн. Такое сокращение полномочий ОНК может привести к снижению эффективности их работы.В ОНК не пустят родственников осуждённого
Ещё одна спорная норма законопроекта — ужесточение принципов отбора членов Общественных наблюдательных комиссий. Если документ будет принят, общественные объединения не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав ОНК, если они входят в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. К заявлению о выдвижении кандидатуры в комиссию должна быть приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц. Представитель ОНК, допустивший нарушение законодательства при посещении мест принудительного содержания, может лишиться своих полномочий по решению совета Общественной палаты РФ. Общественная палата также сможет обращаться в различные ведомства, чтобы проверить достоверность сведений о кандидате в члены ОНК и выдвинувшем его общественном объединении.Членами ОНК не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также граждане, близкие родственники которых отбывают наказание в местах лишения свободы. Последний пункт вызвал недоумение у парламентариев. Депутат от КПРФ Владимир Федоткин считает, что люди, родственники которых попали в тюрьму, наоборот, будут более объективно оценивать условия содержания заключённых. «Едва ли член ОНК может быть объективен, потому что он заинтересованное лицо, если родственник сидит в тюрьме», — возразил Юрий Любимов.
Комментируя законопроект, парламентарии решили, что ко второму чтению нужно его доработать. Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ольга Казакова отметила, что замечания есть не только у депутатов, но и у Общественной палаты. Необходимо вводить более чёткие критерии для прекращения общения представителей ОНК с осуждёнными, уточнять условия фото- и видеосъёмки. «Представители ОНК и судебно-правовой системы ищут выход, чтобы действовать в интересах прав человека и в рамках закона, — подчеркнула Ольга Казакова. — Все эти споры и дебаты должны способствовать формированию системы, которая позволит исключить нарушение прав человека в местах принудительного содержания».
Справка
В дореволюционной России существовали традиции благотворительной деятельности по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы. По праздникам российские государи и сановники посещали тюрьмы, выслушивали жалобы арестантов, оказывали им материальную помощь, а иногда освобождали заключённых. В 1818 году император Александр I учредил «Попечительное о тюрьмах общество». В ежегодных отчётах этого Общества отражены вопросы питания и обеспечения заключённых одеждой, религиозного и нравственного воспитания, занятости. По инициативе общества в тюрьмах началось обучение грамоте и профессиям, были созданы мастерские. В течение 10—15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. Попечители контролировали тюремное начальство, выявляя казнокрадство и лихоимство.После Октябрьской революции общество было распущено. С января 1925 года его заменили «Всероссийские и губернские краевые комитеты помощи содержащимся в местах заключения и освобождаемым из них». Но в 1970 году был принят новый Исправительно-трудовой кодекс, где ничего не было сказано о работе общественных организаций в пенитенциарной системе. В этом документе был сделан упор не на воспитательную работу с осуждёнными, а на карательные меры. Был также введён запрет на посещение и контроль колоний и тюрем представителями вневедомственных организаций.