Российские школы проранжировали
Представлен рейтинг 500 лучших отечественных средних учебных заведений
Перечень 500 лучших школ России-2015 возглавили петербургский президентский физико-математический лицей № 239, саранский республиканский лицей для одарённых детей и московская 57-я школа. Как составлялся этот рейтинг и для чего он нужен, журналистам рассказали вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
По порядку становись!
Над исследованием работали несколько организаций — Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», «Учительская газета» и Министерство образования и науки РФ. Главным образом эксперты отталкивались от двух показателей — результатов основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 класса и успехов в олимпиадах. Как оказалось, лучше других с ОГЭ справились девятиклассники в Москве, Калининграде, Республике Хакасия, Тамбовской и Липецкой областях. По количеству школ от регионов в списке ТОП-500 лидируют Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Челябинская и Московская области.«Когда мы произносим «лучшие школы России», мы фактически подводим итоги работы системы образования за год, — отметила вице-премьер Ольга Голодец. — Очень важно, что на этот раз в топ-500 вошли школы 81 региона России. Это говорит о том, что добротное школьное образование на территории РФ становится более доступным». По словам вице-премьера, принципиально важно, что в этом году рейтинг составили не по результатам ЕГЭ, а по итогам экзаменов в девятом классе. «Дело в том, что после девятого класса часть учащихся переходит в колледжи, и когда мы при составлении рейтинга отталкивались от ЕГЭ, картина получалась не репрезентативной», — пояснила она.
По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, показательно, что в этом году в рейтинге «уравняли в правах маленькие и крупные школы»: применена специальная методика нормирования. «Считаю этот рейтинг честным, справедливым и прозрачным, — сказал он. — Исследование отражает особенности развития нашей школьной системы. А учёт достижений девятиклассников дал возможность включить в этот рейтинг школы Крыма и Севастополя, для которых сдача ЕГЭ после 11 класса пока что не является обязательной».
На федеральном уровне поощрения для попавших в топ образовательных учреждений не предусмотрено. Но в каждом регионе действуют свои меры поддержки особо отличившихся школ, напомнил министр.
Первые вопросы
Вопросы к представленному исследованию у экспертного сообщества уже появились. «Независимые рейтинги школ нужны. Но сравнивать всех со всеми — неправильно, — сказал в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. — Особенно учитывая тот факт, что после проведения подобных исследований могут последовать неверные управленческие решения: все же мы помним, как в ходе оптимизации образовательных учреждений в Москве объединяли школу с углубленным изучением математики и коррекционную школу». По мнению депутата, имеет смысл сравнивать только те образовательные учреждения, которые могли бы друг с другом конкурировать: гимназии с гимназиями, сельские школы с сельскими школами…Согласны с такой позицией не все эксперты. «Конечно, дифференцированные рейтинги школ нужны, — признала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. — Но представленный рейтинг также эффективен». По словам эксперта, принципиально важно, что в обнародованном исследовании школы сравниваются по результатам обучения: экзаменам в девятом классе и участию в олимпиадном движении. «А эти показатели «роднят» и небольшие сельские школы, и крупные городские», — пояснила она.
По мнению Ирины Абанкиной, проведённый подобным образом мониторинг повышает прозрачность образовательной системы: педагоги не выбившихся в лидеры школ имеют возможность равняться на более успешных коллег и перенимать их опыт. Родителям, в свою очередь, предоставляется больше информации для того, чтобы выбрать, в какую школу отдать ребёнка.
Справка
Первая десятка российских школ1. ГБОУ «Президентский физико-математический лицей №239» (Санкт-Петербург)
2. ГБ НОУ «Республиканский лицей для одарённых детей» (Саранск)
3. ГБОУ ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа» (Москва)
4. ГБОУ Школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал» (Москва)
5. Специализированный учебно-научный центр (факультет) — школа-интернат им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
6. ГБОУ Лицей №1535 (Москва)
7. ГБОУ Лицей «Вторая школа» (Москва)
8. ГБОУ «Школа №1329» (Москва)
9. ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» (СОШ №179) (Москва)
10. ГБОУ «Московская гимназия на Юго-Западе №1543» (Москва)