Ветераны боев в Сирии просят помощи у Путина и Шойгу
Участников событий 1983-1984 года Минобороны выкинуло из списков, дающих право на льготы
Бои в Сирии и Ливане в начале 80-х, в которых советские солдаты и офицеры принимали самое активное участие, освещались не так широко, как нынешняя спецоперация российских Военно-космических сил.
После того как транспортные корабли с советскими военными в конце 1984 года вернулись в Советский Союз, о них постарались забыть, записав в личных делах: «Проходил службу в Московском округе ПВО». На следующей неделе справедливость должна быть восстановлена: 14 октября Государственная Дума в первом чтении рассмотрит законопроект, наделяющий их статусом «ветеран боевых действий».
Восстановить «статус-кво»
Наши войска воюют в сирийском небе и на земле почти 50 лет с перерывами. Нет сомнения, что действия пилотов российских ВКС будут оценены государством по заслугам. Советским военным повезло меньше (причём, что удивительно, — не всем). Государство избирательно подошло к личному составу сирийского контингента. Например, те, кто воевал там в июне 1967 года, в марте-июле 1970 года, сентябре-ноябре 1972 года и в октябре 1973 года, в Законе «О ветеранах» названы и получают соответствующие льготы. Что же касается тех, кто в составе двух полков ПВО отражал удары авиации Израиля и США по Сирии и Ливану в 1983-1984 годах и предотвратил, по мнению историков, начало третьей мировой, Родина предпочла забыть.Устранить несправедливость призван законопроект, внесенный в Госдуму заместителем председателя Комитета ГД по науке и наукоёмким технологиям Михаилом Дегтяревым (ЛДПР). Документ предлагает признать участников тех событий ветеранами боевых действий уже с 1 января 2016 года. Решением Совета Государственной Думы проект закона включен в проект порядка работы Госдумы на 14 октября для рассмотрения в первом чтении.
— Законопроектом предлагается установить льготное исчисление пенсии (месяц за три) для офицеров и прапорщиков 220 и 231 зенитных ракетных полков Московского военного округа, — пояснил «Парламентской газете» автор документа Михаил Дегтярев. — Это не потребует от государства значительных финансовых затрат, но восстановит справедливость.
Цена вопроса
В июне 1982 года армия Израиля начала операцию «Мир для Галилеи». Сирийские войска и отряды Организации освобождения Палестины, размещавшиеся в Ливане, были вышиблены оттуда. В октябре 1982 года к Брежневу за помощью прилетел отец нынешнего сирийского президента — Хафез аль-Асад. Итогом тех переговоров стало решение о вводе наших войск в Сирию. Туда были отправлены два зенитных ракетных полка, оснащенных самыми современными на тот момент системами С-200. В зону поражения наших военных вошли Сирия, Ливан, Турция, Израиль, Иордания и акватория Средиземного моря. В операции участвовало чуть меньше шести тысяч человек. В России сейчас проживает менее 800 из них. За выполнение задания, мужество и героизм десятки солдат и офицеров награждены орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», наградами Сирии.Статус участника боевых действий даст им право на 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг (7,2 миллиона рублей на всех), на получение ежемесячной доплаты к пенсии в размере 2400 рублей на каждого и некоторые другие льготы. Общая сумма затрат государства составит 46,5 миллиона рублей в год — по сути, стоимость нескольких неэлитных квартир в столице.
Забытый полк
После возвращения осенью 1984 года морских транспортов с боевыми частями в Союз о людях предпочли забыть. В личных делах появилась безликая запись: «Служил в Московском округе ПВО». Уже 31 год ветераны тех боёв пытаются восстановить справедливость.- Шахтеры постучали касками в своё время и добились своего, рабочие космодрома Восточный громко заявили о своей проблеме и их услышал президент Владимир Путин, — не сдерживая эмоций рассказывает мне председатель общественной организации Союз ветеранов Сирии Валерий Анисимов. — А нас никто не слышит, никто! Мы как будто пушечное мясо — повоевали, и все забыли, что мы там были.
Всё дело в том, что поскольку операция была секретная, в архивах Минобороны не сохранились списки личного состава тех частей. Статс-секретарь — заместитель министра обороны Николай Панков сообщает в своем письме в Комитет Госдумы по обороне от 25 марта 2015 года, что «Министерство обороны Российской Федерации не располагает сведениями о направлении и участии советских военнослужащих в боевых действиях на территории Сирии в период с января по октябрь 1984 года». Ну а раз нет сведений, нет ни статуса, ни льгот. Фронтовики же настроены решительно.
- Если наш вопрос не решится, мы готовы идти до конца и перекрыть улицу Знаменка у Министерства обороны, — рассказывает Валерий Анисимов. — Оповестим перед акцией все СМИ, пусть придут и посмотрят. Иным способом до президента Владимира Путина не достучаться, до министра обороны Шойгу тоже не достучаться. Только эти два человека своей волей могут нам помочь, остальные чиновники только сидят и штаны протирают!
Признание важнее материальных благ
В сходном положении с ветеранами боевых действий в Сирии находятся многие отставные военные. Наша страна несчетное количество раз принимала участие в различных инцидентах, не особо афишируя это. К примеру, из 23 тысяч военных, участвовавших в боевых действиях в Таджикистане в начале 90-х, статус «ветеран боевых действий» имеют немногим более тысячи человек.— Долгое время в Законе «О ветеранах» Таджикистан вообще не упоминался, и только с 1 января 2012 г. появилась строка «Боевые действия в Республике Таджикистан», — рассказал «Парламентской газете» исполнительный директор Регионального общественного фонда ветеранов вооруженного конфликта в Республике Таджикистан Виктор Крюков. — В такой редакции для получения удостоверения необходимо было документально подтвердить факт непосредственного участия в боевых действиях. Однако «де-юре» российские части выполняли задачи, «не вмешиваясь во внутренние дела суверенного государства». Участникам событий в Таджикистане повезло немного больше, чем «сирийцам». Фракция «Единая Россия» выступила с законодательной инициативой, учитывающей все особенности сложившейся ситуации. Представленный в Государственную Думу законопроект был принят в первом чтении, а сейчас готовится ко второму.
— В стране есть неразрешенная проблема, — пояснил «Парламентской газете» председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Антон Цветков. — Уже все знают, что эти солдаты и офицеры принимали участие в боевых действиях в Сирии, но юридического подтверждения этому нет. Схожие проблемы есть у тех, кто выполнял задачи в Анголе, Йемене, Таджикистане. Мы не раз эту тему обсуждали в Общественной палате и будем добиваться того, чтобы эти люди получили официальный статус. Ведь признание для них важнее незначительных материальных благ, которые даёт статус ветерана боевых действий.