Ударим алкоголем и табаком по дефициту бюджета
Повышение акцизов на социально вредные товары должно быть системным
Акцизы на алкоголь и табак исправно и безотказно пополняют госбюджет. Очередное повышение запланировано Минфином в ближайшие три года. Какие последствия для экономики стоит ожидать? Об этом шла речь на круглом столе в «Парламентской газете».
Контрафакт наступает
Ведущий Круглого стола — политолог Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, предваряя дискуссию подчеркнул, что необходим комплексный подход, чтобы правильно формировать эффективную величину акцизов, учитывая все возможные последствия и не только фискальные, но и социальные.
С этим утверждением трудно спорить, равно, как и трудно опровергать факт того, что проекты федерального бюджета последних лет не страдают избыточной системностью. Однако нельзя не отдать должное нынешним проектировкам Минфина: принцип единства и преемственности в трехлетнем бюджетном планировании выдержан.
Во всяком случае, в его налоговой части, формируемой Налоговым кодексом РФ. А это крайне важно для потенциальных инвесторов в табачную и алкогольную отрасли, как подчеркнула Елена Перминова, представляющая в Совфеде Курганскую область: бизнес любит стабильность и предсказуемость, необходимую, чтобы рассчитывать возможные риски.
В противном случае можно получить эффект бумеранга: вместо ожидаемых поступлений в бюджет — ощутимое выпадение доходов. Особенно это злободневно для акцизов на социально вредные, но и социально весьма популярные и потому чувствительные к малейшим колебаниям цены товары — алкоголь и табак, изготовление которых достаточно примитивно технологически и оставляет широкий простор производителям контрафакта.
Анастасия Гафарова, заместитель Генерального директора Центра политической информации, рассказала об опыте Австралии, где введение жестких регулятивных мер привело к тому, что легальные продажи сигарет резко упали. Бюджет не досчитался около 700 миллионов американских долларов, а в страну хлынул поток контрафакта из Юго-Восточной Азии, которому полиция не могла противостоять. Итог — ни бюджетного эффекта, ни успехов в борьбе за здоровый образ жизни.
Можно ли избежать такого развития событий в нашей стране, учитывая, что прошлогоднее повышение акцизов на алкоголь, к примеру, привело к тому, что до 30 процентов от общего объёма реализации спиртного ушли в тень или начали поступать на законных основаниях из стран Таможенного союза, прежде всего Казахстана и Белоруссии? Можно, уверен Максим Довгялло, руководитель аналитической группы Общественной Палаты РФ. Для этого и законодателям, и правительственным разработчикам важнейших финансовых документов необходимо учитывать опыт практиков, тех, кто производит и продает алкогольную продукцию. Опыт применения законодательных новшеств в реальной жизни даст необходимую информацию.
Грабли как инструмент познания
К сожалению, в правительстве составляют важнейшие финансовые документы, в том числе бюджет, исходя из своих ведомственных приоритетов: в данном случае — фискальных интересов. Об этом свидетельствуют итоги выполнения бюджетов предшествующих лет и соответствующие контрольные проверки Счётной Палаты России.
«Забили» в доходную часть соответствующие показатели, опираясь на налоговые новшества, — и на этом посчитали миссию выполненной. Только результаты оказываются иными. А сумма налоговых недоимок возросла до полутора триллионов рублей! Последний пример — прошлогоднее повышение алкогольных акцизов: в итоге, несмотря на мощную контрольную систему ЕГАИС бюджет получил на треть меньше денег, чем рассчитывали — производители и торговые сети нашли способы обойти возросшие платежи.
Не повторится ли ситуация вновь, в соответствие с поговоркой о граблях? Сергей Катасонов, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, уверен, что в этой части Госдума отработала проект налоговых изменений тщательно, несмотря на то, что сроки были максимально сжаты. И уходить в неплательщики производителям подакцизных товаров будет невыгодно: ставки достаточно щадящие, ЕГАИС работает без сбоев, а возможные «вывихи» Минфина удалось исправить на стадии парламентских чтений. В частности, по инициативе самого Катасонова смягчили налог на так называемые не горящие виды табака: жевательный, нюхательный и так далее.
Первоначально предполагалось, что акциз будет увеличен в 2,5 раза, что практически неизбежно побуждало производителей выйти из легальной зоны. И, соответственно, лишало бюджет любых, больших и маленьких доходов. Между тем табачные акцизы существенно превышают все другие виды акцизов, включая алкогольные, и достигают общего уровня 600 миллиардов рублей, а в ближайшей перспективе могут возрасти и до 2 триллионов. Если, разумеется, акцизы будут повышать постепенно и обдуманно, усиливая контроль за производством и выравнивая конкурентные условия в рамках Таможенного союза.
Пока же дешевые сигареты из Белоруссии и Казахстана на вполне законных основаниях мешают реализовывать налоговую политику России. Почему такая ситуация сохраняется не первый год? Бесспорно, можно вести речь и о табачно-алкогольных интернациональных лоббистах, уровень доходов которых вполне сопоставим с наркобаронами и позволяет им организовывать мощные атаки на законодателей. И о других, не менее мощных лоббистах из транснациональных фармацевтических компаний. Они поддерживают информационное напряжение, в частности, как упомянула Анастасия Гафарова, через Антитабачный Фонд Блумберга из США вокруг последствий табакокурения и алкогольной зависимости, наращивая продажи соответствующих препаратов, якобы избавляющих от упомянутых зависимостей.
Никто не спорит о степени их вредности, но никто и не ставит под сомнение факт, что сотням миллионов граждан невозможно в одночасье избавиться от вредных привычек. Следовательно, действовать надо планомерно и последовательно, сочетая экономические стимулы — те же акцизы — с пропагандой здорового образа жизни. В этом были согласны все участники дискуссии.
Ещё материалы: Елена Перминова