Все о пенсиях в России

вчераПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Россия может остаться без «подушки безопасности»

В проекте федерального бюджета на три года расходы снова превышают доходы

28.10.2016 16:36

Автор: Мария Соколова

Россия может остаться без «подушки безопасности»
  © Владимир Афанасьев/ПГ

Деньги планируется брать из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, который стремительно уменьшается. Первое чтение проекта бюджета намечено на 18 ноября.

Две сумки с бюджетом

Если в прошлом году кризис заставил планировать бюджетные параметры всего на один год, то сейчас снова вернулись к трёхлетнему планированию. Сегодня, 28 октября, с 12 часов Госдума застыла в ожидании, когда же фельдъегери внесут коробки с бюджетными документами. В 12:40 в фойе у Малого зала принесли две увесистые сумки. Объём федерального бюджета – 10 690 страниц. Вес сумок тоже достаточно внушительный, так как каждую несли два человека. По словам председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, помимо проекта бюджета, внесены основные направления бюджетной и налоговой политики, расчёты по стоимости полномочий регионов, прогноз социально-экономического развития. В течение суток после внесения Комитет по бюджету и налогам должен дать заключение о соответствии проекта бюджета Бюджетному кодексу. Затем документы будут размещены в базе Государственной Думы. «Одновременно будут приняты решения о назначении ответственных комитетов за рассмотрение каждой госпрограммы», – сказал Андрей Макаров. Он напомнил, что по Бюджетному кодексу срок рассмотрения бюджета не более 60 дней. «Однако все мы понимаем, что федеральный бюджет является важным ориентиром для региональных бюджетов и наша цель сегодня, естественно не в ущерб качеству, – сделать так, чтобы регионы как можно быстрее получили эти ориентиры», – сказал Андрей Макаров.

Резервный фонд на исходе

10 690 страниц объём федерального бюджета
Доходы бюджета в 2017 году составят 13 триллионов 487,6 миллиарда рублей – это на 119 миллиардов больше по сравнению с 2016 годом. В 2018 году доходы составят 14 триллионов, в 2019-м – 14 триллионов 844 миллиарда рублей. Расходы в 2017 году планируются в размере 16 триллионов 240 миллиардов рублей, в 2018-м – 16 триллионов 39 миллиардов рублей, в 2019-м – 15 триллионов 987 миллиардов. Таким образом, в 2017 году дефицит бюджета равен 2 триллионам 753 миллиардам рублей. В последующие годы Правительство планирует сокращение дефицита бюджета. Очень позитивно оценивается в проекте бюджета нефтегазовый дефицит, обратил внимание Андрей Макаров.

В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета предлагается использовать, в частности, 1 триллион 152 миллиарда рублей из средств Резервного фонда и 668,2 миллиарда рублей из средств Фонда национального благосостояния. Объём Резервного фонда на начало 2016 года составлял 3 триллиона 640 миллиардов рублей, а в начале 2017 года – 1 триллион 110 миллиардов рублей. Андрей Макаров подчеркнул, что в следующем году Резервный фонд будет истрачен полностью, если не будут приняты изменения в бюджетном планировании. «Но разговоры о том, что все резервы исчерпаны, не соответствуют действительности: Фонд национального благосостояния на начало 2017 года будет равен 4 триллионам 702 миллиардам рублей и в 2019-м также будет больше 4 триллионов рублей», – успокоил журналистов глава бюджетного комитета.

Разговоры о том, что все резервы исчерпаны, не соответствуют действительности

Расходы по ряду отраслей увеличиваются

По словам Андрея Макарова, в основу бюджета на три года ложится консервативный прогноз цены на нефть – 40 долларов за баррель. «Выдержан принцип максимально консервативного прогноза», – сказал Макаров. Курс доллара США по отношению к рублю предлагается зафиксировать в 2017 году на уровне 67,5 рубля за доллар, в 2018-м – 68,7, 2019-м – 71,1 рубля за доллар. Инфляция в 2016 году зафиксирована на уровне 5,8 процента, и это глава бюджетного комитета назвал одним из главных экономических достижений последнего времени. Правительство предполагает, что в 2017–2019 годах инфляция не превысит уровня 4 процентов. По данным Росстата, в этом году экономический спад остановился.   

По словам председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, помимо проекта бюджета, внесены основные направления бюджетной и налоговой политики, расчёты по стоимости полномочий регионов, прогноз социально-экономического развития.
В проекте федерального бюджета запланирован рост расходов на общегосударственные вопросы (+9,7 процента по сравнению с 2016 годом), национальную экономику (+7), ЖКХ (+5,4), охрану окружающей среды (+18,6), образование (+2), культуру и искусство (+4,4), социальную политику (+10), физкультуру и спорт (+35). А вот расходы на здравоохранение сокращаются на 18,8 процента. «Это произошло за счёт изменения порядка финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, – сказал Андрей Макаров. – В 2016 году она финансировалась через федеральный бюджет, а теперь будет финансироваться через бюджет Фонда обязательного медицинского страхования. Ни одной копейки снижения по этому разделу не происходит».

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев назвал исполнение социальных обязательств приоритетом бюджетной политики наравне с решением финансовых проблем регионов, поддержкой сельского хозяйства, обороны и бизнеса. Сохраняется мораторий на прямые налоги для бизнеса, а для поддержки регионов 1 процент налога на прибыль успешных регионов будет перераспределён в пользу бедных субъектов Федерации. Важно, что с 1 января 2017 года восстанавливается полноценная индексация пенсий в соответствии с реальной инфляцией. Аналогичное решение принято в отношении ежемесячных выплат, которые получают разные социальные категории граждан.

Оппозиция считает бюджет антисоциальным

Депутаты оппозиционных фракций не разделяют бюджетный оптимизм финансово-экономического блока Правительства и партии власти. Бюджет не решает социальных вопросов, поставленных президентом, сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от КПРФ Валентин Шурчанов. Проект бюджета не повышает благосостояния россиян, более 20 миллионов которых живут за чертой бедности. Не увеличиваются расходы на оборону и национальную экономику. Расходы на развитие человеческого капитала снижаются почти в два раза – с 12 до 6 процентов от общей расходной части бюджета. Бюджет не решает проблемы долговой нагрузки регионов. Фракция предлагает меры по увеличению доходной части бюджета, в том числе национализацию ряда отраслей экономики и установление прогрессивной шкалы налогообложения.

Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский считает, что надо повышать расходы на развитие транспорта и строительство жилья. Он также предложил запустить в оборот все пахотные земли, с которых можно получить «миллионы тонн продовольствия».
Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский считает, что надо повышать расходы на развитие транспорта и строительство жилья. Он также предложил запустить в оборот все пахотные земли, с которых можно получить «миллионы тонн продовольствия». «Если наши поправки не будут приняты, мы не будем голосовать за бюджет», – сказал Жириновский. Фракция «Справедливая Россия» в этом году, скорее всего, снова будет вносить альтернативный проект федерального бюджета. «Важно, чтобы в бюджете были предусмотрены точки экономического роста и меры социальной защиты были выше, чем в предыдущие годы», – заявил первый заместитель руководителя фракции Александр Бурков.


Каждая цифра бюджета будет проверена в комитетах Госдумы с участием экспертов, заверил Андрей Макаров. «Наша главная задача – это выполнение в полном объёме социальных обязательств, финансовое обеспечение приоритетных проектов и устойчивого роста экономики, – сказал он. – Ключом к решению всех этих вопросов являются указы президента». 15 ноября бюджетные параметры обсудят на расширенном заседании фракции «Единая Россия», в котором примет участие премьер-министр Дмитрий Медведев и министры финансово-экономического блока Правительства.