Виктор Шудегов: Прикладной бакалавриат существенно снижает качество подготовки педагогов
— Необходимость в реформировании педагогического образования давно назрела, хотя бы потому, что большинство социологических исследований показывают, что учащиеся и их родители в большинстве своем не удовлетворены качеством того образования, что они получают в школах. Люди вынуждены нанимать репетиторов по дисциплинам ЕГЭ и другим предметам, необходимым для поступления в вузы.
Действительно, очень важно сделать педагогическое образование более ориентированным на практику. Отсутствие должной практики является не эксклюзивной для педагогического образования проблемой, а проблемой системы высшего профессионального образования в целом. В системе среднего профессионального образования практико-ориентируемость все-таки сохранилась, а в высшем — нет.
Сама идея подобной реформы правильная, но реализация, на мой взгляд, идет в неправильном направлении. Сокращение курса обучения с пяти-шести лет до четырех, так называемый «прикладной бакалавриат», существенно снижает качество подготовки. Помимо практики необходима ещё и методика — недостаточно просто хорошо знать свой предмет, необходимо уметь грамотно, доступно и интересно преподнести знания учащимся.
Для улучшения педагогического образования необходимы три условия. Во-первых, современный учитель должен обладать исчерпывающими знаниями своего предмета. Во-вторых, учитель должен знать методику преподавания и, наконец, в-третьих иметь достаточно опыта, полученного в ходе практики. И, конечно, необходимо в первую очередь поднять престиж самой профессии, чтобы привлечь в нее перспективных людей. К сожалению, эту проблему данная концепция не решает.
Подготовил Константин Никитин
Ещё материалы: Виктор Шудегов